Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Антон Первушин

Продолжение. Начало см. «Наука и жизнь» № 1, 2, 3, 4, 5, 2023 г.

Христиан Гюйгенс (1629—1695), голландский математик, физик, астроном и изобретатель, которого называют одним из ключевых деятелей научной революции Нового времени; внёс значительный вклад в оптику и механику, известен своими исследованиями колец Сатурна и открытием его спутника Титана, усовершенствовал конструкцию телескопов и придумал маятниковые часы. Портрет кисти Каспара Нетчера. 1671 год. Муниципальный музей Гааги, Нидерланды.

VI. ИЗМЕНЧИВЫЙ МАРС

Дискуссия о природе гипотетических жителей соседних планет, начатая европейскими учёными и литераторами во второй половине XIX века, сформировала общественное ожидание скорого получения прямых доказательств существования разумных инопланетян. Таким «доказательством» нечаянно стала ошибочная теория о наличии высокоразвитой цивилизации на Марсе. История этого заблуждения — наглядный урок того, как предположение может превратиться в утверждение без достаточных оснований. Урок поучительный, ведь он не только помог науке выработать критерий достоверности гипотез, но и обогатил культуру, породив множество блестящих текстов — от «Войны миров» Герберта Уэллса до «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери, — произведений, которые сразу стали классикой и влияют на наше мировосприятие до сих пор.

Пятна на Марсе

Марс лучше всего наблюдать в периоды противостояний (при сближении его с Землёй), которые происходят раз в 780 дней. Великие противостояния, когда планета оказывается на минимальном расстоянии от нас (менее 60 миллионов километров), случаются раз в 15—17 лет.

Когда телескопы позволили астрономам различать детали на поверхности планеты, уже была известна продолжительность марсианского года — 687 земных дней. Но оставался открытым вопрос о длительности суток. Чтобы ответить на него, необходимо было обнаружить на Марсе заметную деталь и засечь время между её регулярными появлениями. 28 ноября 1659 года опытный голландский наблюдатель Христан Гюйгенс направил на планету свой усовершенствованный телескоп и сделал зарисовку V-образного пятна. На современных картах это вулканическое плато, оказавшееся самой тёмной областью Марса, обозначено как Большой Сирт (Syrtis Major) — по римскому названию средиземноморского залива у побережья Ливии (Залив Сидра), однако долгое время пятно именовали Морем Песочных Часов (Mer du Sablier) из-за заострённой к северу формы.

1 декабря Гюйгенс сделал в рабочем журнале запись: «Вращение Марса, как и Земли, похоже, имеет период в 24 часа». Позднее более точные измерения показали, что продолжительность звёздных суток на Марсе составляет 24 часа 37 минут 23 секунды, а средних солнечных суток — 24 часа 39 минут 35 секунд. Во времена полётов космических аппаратов этот последний период получил название «сол» (sol) — во избежание путаницы с земными сутками...