Огонь-трава

Кандидат биологических наук Дмитрий Донсков

Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня.
Детская загадка

Стебель крапивы. Большие жгучие волоски и более короткие. Последние не жгучие, но, возможно, защищают растение от поедания мелкими насекомыми. Фото Екатерины Меховой.

Повстречав это растение на своём пути, непременно замедлишь шаг. Даже близко ещё не подошёл, а уже поёжишься и почешешься. Если невозможно обойти его заросли, то проходить сквозь них будешь с особой осторожностью, отклоняя стебли подобранной веткой и чуть поджавшись, чтобы не дотронуться до коварных листьев. А если всё-таки коснулся, то скорее отдёргиваешь руку или ногу, словно обжёгшись пламенем огня. С этим растением каждый знакомится в детстве и запоминает навсегда, без всяких повторов, учебников и объяснений. Речь идёт, конечно, о крапиве!

Род крапива (Urtica) входит в состав одноимённого семейства Крапивные (Urticaceae) и распространён практически по всему миру, кроме Антарктиды. Он включает около 50 видов многолетних и однолетних травянистых растений, произрастающих в основном в зоне умеренного климата.

Самым «ощутимым» отличием этого семейства является наличие жгучих волосков на поверхности листьев и стеблей. Даже его латинское название происходит от слова uro, что означает «жечь».

Жгучий волосок представляет собой крупную клетку, по форме напоминающую медицинскую ампулу. Верхняя часть «ампулы» сильно вытянута и выступает над поверхностью. На её конце имеется перемычка и маленький шарик. Стенки волоска пропитаны карбонатом кальция и диоксидом кремния, поэтому он очень ломкий. При соприкосновении с телом шарик отламывается, распечатывая «ампулу», края которой по остроте не уступают стеклу. Кончик волоска легко проникает под кожу, и через него выливается целый набор химических веществ — муравьиная кислота, гистамин, ацетилхолин и другие, чьё совместное воздействие проявляется ощущением резкого «ожога» в месте прикосновения...