В общественном сознании достаточно давно и прочно сложилось представление, что альтернативой истощающимся запасам нефти и газа послужит ядерная энергия. Дешевая, вечная и экологически чистая. Увы, стереотипы тут не вполне уместны. На самом деле все с точностью наоборот. Отнюдь не дешевая и далеко не вечная. Вот с экологией при нормальной эксплуатации, исключающей ошибки персонала, которые привели к трагедии Чернобыля, действительно не так плохо. Член-корреспондент РАН Л. А. Большаков показал, например, на основе длительных исследований, что колебания естественного природного радиоактивного фона территорий разных стран существенно больше, чем в ближайших окрестностях предприятия по переработке и складированию ядерных отходов "Маяк", не говоря уже о самих АЭС. Загрязнение, которое концентрируется в водах таких рек, как Обь и Енисей, по вине предприятий, не имеющих к ядерной энергетике никакого отношения, значительно больше и опаснее.
В энергетическом потреблении России, при том, что первая АЭС была построена в СССР, электричество и тепло, выработанные атомными станциями, составляют всего 4%. В мировом энергобалансе ядерная энергетика занимает 7%. Вроде бы ненамного больше. Хотя отчего ж ненамного? - почти в два раза. Учтем к тому же, что мировая статистика - штука, как обычно, условная, в общий мировой счет идут и те многие десятки стран с суммарным миллиардом населения, где строительство атомных станций не предполагается и в четвертом тысячелетии.
К тому же в мировой статистике есть существенные флуктуации. Франция, например, обеспечивает себя за счет атомных электростанций энергией на 78%! Еще 13% потребностей покрывает гидроэнергетика, и лишь 8% выпадает на долю углеводородов и углей, покупаемых за рубежами страны. Франция на сегодняшний день - единственное в мире государство, успешно решившее экологические проблемы. Невозможно не позавидовать гражданам этой страны, власти которой, мужественно игнорируя стоны "зеленых" движений, делали свое дело, обеспечив энергетическую независимость государства и спокойствие ее граждан на ближайшие двести лет.
Но вернемся к России.
Основные месторождения урана СССР находились на территории Казахстана. В настоящее время на долю России приходится всего 5% разведанных мировых запасов этого сырья. И если в СССР ежегодно добывалось до 25 тыс. тонн урана, то в 2005 году из 40,5 тыс. тонн мировой добычи в нашей стране на единственном оставшемся добывающем предприятии получено всего лишь 3,2 тыс. тонн ядерного топлива. Этого количества стране не хватает, для поддержания функционирования российских АЭС сейчас используются резервы, накопленные до 1991 года. Резервы были предназначены отнюдь не для получения энергии мирного атома, но поскольку новых бомб нам пока не нужно, они идут на энергоснабжение. Спасибо нашим отцам, которые их собрали. Резервов хватит еще лет на 20-25. Дальше - кризис, вызванный тем же самым прекращением геологических изысканий. Уран в стране, как и нефть и газ, не ищут уже пятнадцать лет.
Тем не менее ученые предполагают, что в 2040-2050-х годах в мире должен произойти рост использования атомной энергии. Это связано с разработкой реакторов нового поколения - на быстрых нейтронах. Расход урана в таких реакторах намного ниже за счет трансмутации и повторного использования образующихся продуктов радиоактивного распада. Подобная "экономия" дает основание полагать, что мировых ресурсов урана хватит и далее 2100 года. Не слишком надолго, но возможность спокойно подумать о будущем есть.
Нельзя сказать, что в атомной энергетике России сегодня ничего не происходит. За 2004-2005 годы введен в промышленную эксплуатацию энергоблок № 3 Калининской АЭС и продлены сроки эксплуатации энергоблоков № 1 Ленинградской АЭС, №№ 1 и 2 Кольской АЭС. В 2006 году предполагается достроить энергоблок № 2 Ростовской АЭС.
Академик А. Ю. Румянцев рассказал, что в соответствии с энергетической стратегией предусматривается увеличение мощности АЭС в 2020 году до 32-40 ГВт. Реализация оптимистического сценария предусматривает рост энерговыработки на АЭС до 200 млрд кВт·ч к 2010 году и 300 млрд кВт·ч к 2020-му, что должно привести к увеличению доли АЭС в общем производстве электроэнергии России с 16% в 2003 году до 23% в 2020-м.
Однако, добавил докладчик, при существующем подходе к финансированию отрасли никакой оптимизм не уместен. В отсутствие инвестиций невозможно выполнение даже умеренного варианта энергетической стратегии.