В ПОМПЕЯХ БЫЛО ЖАРКО

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" и "PM Magazin" (Германия), "Archives of Internal Medicine", "Discover", "Popular Science", "Science News" и "Technology Review" (США), а также информация из Интернета.

Физики из университета города Кальяри (Италия) использовали магнитные характеристики минералов, чтобы оценить температуру облака вулканического пепла и камней, выброшенных Везувием во время знаменитого извержения 79 года н.э., когда погиб город Помпеи.

Минералы образуются из расплава, приобретая при остывании намагниченность от магнитного поля Земли. Если впоследствии они нагревались, эта намагниченность менялась или совсем исчезала. Поэтому измеряя магнитные свойства булыжников и пепла, выброшенных вулканом, можно определить, какую температуру испытали эти фрагменты. Проанализированы две сотни вулканических камней и других фрагментов, например черепицы с крыш Помпеев. Оказалось, что облако вулканического пепла, выброшенное Везувием, имело температуру свыше 850 градусов Цельсия, но, дойдя до города, успело остыть ниже 380 градусов. Большинство промеренных объектов подвергались нагреву от 240 до 340 градусов Цельсия. Но с подветренной стороны домов, где за счет турбулентности эффективно подсасывался холодный воздух в облако вулканических газов, температура поднималась только до 180 градусов. Чего, впрочем, тоже хватило для гибели в городе всего живого.