Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

НАГЛЯДНАЯ ИСТОРИЯ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ

Л. БЕЛЮСЕВА.

За свою 130-летнюю историю Политехнический музей стал самым большим в нашей стране хранилищем разного рода раритетов - памятников науки и техники. Здесь, например, собрана крупнейшая в России коллекция швейных машин. Этим летом она впервые демонстрируется на выставке "ТЕХНИКА И МОДА".

В экспозиции представлены более 50 из 200 швейных машин, которыми располагает музей. Их удачно дополняют старинные платья, шляпки, сумочки, кружевные воротники, перчатки, обувь, современные лоскутные и строчевышитые изделия из коллекций московских музеев, швейных и обувных фабрик, а также из частных собраний.

Устроители выставки считают, что ни одно из технических изобретений человечества так не способствовало быстрому распространению моды в одежде, обуви, всевозможных аксессуарах, как швейная машина.

Переходя от экспоната к экспонату, знакомясь с первыми бытовыми, фабрично-ремесленными и промышленными машинами середины позапрошлого века и последними конструкторскими разработками известных фирм-производителей, легко заметить, как далеко ушел технический прогресс, а также проследить связь между развитием конструкции машины и изменениями технологии изготовления швейных изделий. Требования моды непременно вызывали появление специальных машин, что, в свою очередь, влияло на тенденции моды. Существенные перемены в одежде произошли с развитием не только производства швейных машин, но и транспорта. В начале прошлого столетия женщины перестали носить пышные и длинные платья сложных фасонов: в таких нарядах неудобно было ездить в трамваях. Покрой одежды стал одинаковым для всех слоев населения, только мода время от времени меняла ее отдельные детали. Огромным достижением реформы женской одежды был костюм. Перчатки считались в то время одним из признаков изысканности. Хороший тон требовал, чтобы они нигде не лоснились. Атрибутом высшей элегантности являлись белые перчатки из козлиной кожи. Элегантные чулки делали из пряжи фильдекос и фильдеперс.

За стеклами витрин шляпки: соломенные, фетровые, меховые - и машины, на которых они были сшиты.

Большая часть экспонатов выставки - заграничные образцы. Ведь производство техники для портных зарождалось на Западе и там же получило свое развитие. В анналах истории сохранились имена изобретателей механического стежка, о которых нельзя не рассказать.

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Швейная машина появилась на свет значительно позже механизированных прядильных и ткацких станков, хотя попытки механизировать труд портных предпринимались, начиная с середины XIV века.

Первый патент на аппарат, снабженный иголкой с двумя острыми концами и отверстием для нитки посередине, получил в 1755 году англичанин Чарльз Вейзенталь. Иголка прокалывала материю туда и обратно, сама не переворачиваясь. Конструкция изобретения была очень несовершенной и потому не получила распространения.

С 1755 до 1846 года пытливые умы продолжали настойчиво трудиться над созданием швейной машины. Так, в 1790 году англичанин Томас Сент получил патент на машину для шитья башмаков и сапог, дававшую однониточный шов. Любопытно, что спустя почти век люди попытались воспроизвести машину Сента по чертежам (ведь ни один из первых аппаратов для шитья не сохранился), и оказалось, что она неработоспособна без значительных доработок. Однако этому изобретению все-таки нужно отдать должное: сам факт появления машины, заменяющей ручной труд, подстегнул изобретателей к разработке новых конструкций для механического выполнения стежка.

Первый, кто применил две нитки для одного и того же шва, был австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены, построивший машину на том же принципе, что и ткацкая. Однако из-за конструктивных несовершенств распространения она не получила. После изобретения Мадерспергером в 1814 году иглы с ушком у острия исследователи начали работать над получением стежка с помощью такой иглы. Счастье улыбнулось французу Б. Тимонье, который в 1830 году изготовил машину, дававшую цепной шов. Она была выпущена в количестве 80 экземпляров и служила главным образом для надобностей армии. На этих машинах в специальных мастерских Парижа шилось солдатское обмундирование. В 1832 году читателей "Берлинской иллюстрированной газеты" поразило следующее сообщение: "Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть ее собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно делать двести стежков в минуту. Все это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики". Между тем громоздкая, сделанная в основном из деревянных частей машина Тимонье давала непрочный шов в одну нитку. Главный недостаток этого шва в том, что он легко распускается, достаточно разорваться лишь одному стежку.

Честь изобретения швейной машины с челночным стежком принадлежит Америке. Впервые челнок в швейной машине применил Вальтер Хант, построивший в 1832-1834 годах машину с прямой иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому. Однако она не была запатентована, так как работала нестабильно.

Одновременно с Тимонье и Хантом над созданием швейной машины трудился американец Элиас Гоу, работавший на фабрике, которая выпускала текстильное оборудование. В свое изобретение он заложил некоторые элементы ткацкого станка, в том числе подобие челнока. В 1845 году Э. Гоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка (ее принцип - закрепление стежков второй нитью, проходящей снизу, - до сих пор используется в швейных машинах), которая работала со скоростью триста стежков в минуту. При этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии.

Ясно, что изобретение Гоу нуждалась в совершенствовании. Ускорили этот процесс талантливые американские изобретатели Аллен Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и гениальный предприниматель Исаак Меррит Зингер, эмигрировавший в свое время из Германии и обосновавшийся в Нью-Йорке. В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положении. Теперь ткань, прижимаемая лапкой, располагалась на горизонтальной плоскости и могла продвигаться благодаря прерывисто движущемуся зубчатому колесу. Год спустя А. Вильсон получил патент на четырехтактный реечный двигатель ткани (транспортер), благодаря которому скорость работы швейной машины значительно возросла.

В 1852 году Зингер продал свою первую швейную машину за 100 долларов, а в 1854-м вместе с Эдуардом Кларком учредил товарищество "Singer Company". Через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Машины Зингера пользовались огромным спросом во всей Америке. Этому способствовало еще и то, что в 1856 году компания приняла уникальное по тем временам решение: продажа в рассрочку. К 1863 году "Singer Company" продавала 20 тысяч швейных машин в год, через 4 года имела уже несколько фабрик в Америке, открыла свою первую фабрику в Шотландии, а в дальнейшем фабрики империи "Singer" появились во многих странах мира.

Конструкция швейных машин усложнялась и совершенствовалась довольно быстрыми темпами. С каждым новшеством они становились более быстроходными и специализированными. Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая (системы Виллера - Вильсона) предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году.

К 1900 году помимо машин для пошива одежды были созданы специальные машины для шитья брезентовых палаток, парусов, почтовых мешков, переплетов книг, дорожных сундуков, седельного снаряжения, обуви, галантерейных изделий (ремней, лент, зонтов), шляп, шлангов и др.

На рубеже XIX-XX столетий женщины получили возможность не только шить, но и вышивать с помощью машины, и даже штопать чулки. На выставке, кстати, демонстрируется штопальный аппарат к машине "Зингер" начала прошлого века, а рядом с ним - образец заштопанного чулка. Ну, где еще такое можно увидеть!

Удивительно, как менялся вначале облик швейной машины: ее корпус то выгибался изящной дугой, то выпрямлялся, разнообразными и необыкновенно красивыми были литые чугунные платформы. А одна из машин, показанных на выставке, просто запала в душу, поразив не столько формой своего корпуса (хотя она тоже необычная), сколько ножным приводом в виде двух следов от ступней.

С годами дизайн машин упрощался. Их корпуса и футляры, начиная со второй половины XX века, перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски. Так всегда бывает: вещи, поставленные на поток, - унифицируются. А жаль.

ПРОИЗВОДСТВО ШВЕЙНЫХ МАШИН В РОССИИ

За стеклами витрин - пожелтевшие от времени выкройки и журналы мод, портновские ножницы, резцы, пуговицы и другие раритеты различных периодов 150-летней истории швейной машины. На стендах - любопытные сведения из истории швейной техники в России.

Оказывается, первую фабрику отечественных швейных машин открыл Роберт Вильгельм Гец в 1866 году в Санкт-Петербурге. Здесь же позднее купец первой гильдии Леон Кастелейон наладил производство швейных машин различного назначения.

Долгое время лидерами в производстве швейных машин были фирмы США и Германии. В России с 60-х годов XIX и до начала XX века наибольшую известность приобрели машины фирм "Зингер", "Виллер и Вильсон", "Вилькокс и Гиббс", "Зайдель и Науманн".

Поначалу вся торговля швейными машинами "Зингер" была сосредоточена в руках Георга Нейдлингера, германского подданного, имевшего головной склад в Гамбурге и 65 отделений в России. Когда продукция фирмы прочно обосновалась на российском рынке, руководство компании решило всю торговлю швейными машинами взять в свои руки и в 1897 году основало акционерное общество "Мануфактурная компания Зингер". Однако ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат. Это приводило к удорожанию продукции и, как следствие, к затруднениям в ее сбыте, особенно из-за обострения конкурентной борьбы с другими фирмами. Так возникла идея основать в России собственный механический завод. Выбор пал на Подольск, который в ту пору был провинциальным городом с пятью тысячами жителей. В сентябре 1900 года компания "Зингер" приобрела здесь 30 десятин земли. К 1902 году строительство завода было завершено. Его директором назначили немца по происхождению Вальтера Франка Диксона, который оставался на этой должности до 1917 года. На немецком языке велась документация (вероятно, поэтому многие наши соотечественники и сейчас считают, что "Зингер" - немецкая компания). К 1913 году валовая прибыль завода возросла в семь с лишним раз, выпуск так называемых семейных (бытовых) машин достиг более 600 тысяч штук в год (около 2500 штук в день). Кроме того, завод производил специальные машины для швейной, обувной, галантерейной и других областей промышленности. Продавалась эта продукция в фирменных магазинах, которые были разбросаны по всей Российской империи. Компания "Зингер" заслужила даже право быть "Поставщиком Двора Его Императорского Величества".

К 1914 году Россия занимала второе место в мире по сбыту швейных машин (после Северо-Американских Штатов), продавая их ежегодно в количестве 700 тысяч штук на сумму 63,5 млн рублей.

В 1918 году подольский завод АО "Компании Зингер" был национализирован большевиками и до 1923 года практически бездействовал. Когда выпуск машин возобновили, "Зингер" стали продавать сначала под маркой "Госшвеймашина", а с 1931 года - под маркой "ПМЗ" (Подольский механический завод).

В 1930-е годы производство швейных машин было организовано и в других городах страны.

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

Бабушкины швейные машины "Зингер", выпущенные сто и более лет назад, благополучно дожили до наших дней. И удивительнее всего то, что они не коротают век где-нибудь в чулане, а продолжают исправно работать. Конечно, их функциональные возможности не идут ни в какое сравнение с современными швейными машинами. Кто хоть раз попробовал шить на чудо-технике наших дней, уже не захочет возврата к старому. Потому что это равносильно тому, как если бы человек после компьютерного набора текста вновь сел за пишущую машинку.

Сегодняшние модели швейных машин устаревают так же быстро, как и прочие бытовые приборы. Производители постоянно совершенствуют свою продукцию и раз в несколько лет обязательно выпускают новые модели.

На нашем рынке, кроме американской "ЗИНГЕР", теперь можно купить немецкую машину "ПФАФФ" (история этой компании ведет отсчет с 1862 года, когда ее основатель Георг Михаэль Пфафф собрал свою первую швейную машину; ее конструкторы подарили миру вращающийся челнок и электронный педальный пускатель), шведскую "ХУСКВАРНА ВИКИНГ" (первые машины этой фирмы были созданы в 1872 году, кстати, до революции они уже продавались в России), швейцарскую "БЕРНИНА" (основатель этой компании Карл Фридрих Гегауф в 1893 году выпустил специализированную машину для вышивки монограмм) и др.

Нынешние поколения бытовых швейных машин подразделяются на две большие группы: электромеханические и компьютеризированные. Есть еще подгруппа - компьютеризированные швейно-вышивальные машины. Все они легкие и компактные, так как на смену чугуну пришли современные пластики или облегченные металлы. Имеют светлый корпус и обтекаемую форму. Платформа из стандартной легко трансформируется в более узкую "рукавную", удобную при обработке брюк или манжет. Но главное - это количество швов и операций. Электромеханические машины могут выполнять в среднем от 10 до 40 швов.

Швы сегодня чаще называют "программами". Их обычно подразделяют на группы: рабочие, декоративные, оверлочные. На панели управления принято изображать программу в виде пиктограммы, которая буквально повторяет конфигурацию строчки.

Многие модели имеют программу для выполнения петель в автоматическом или полуавтоматическом режиме и функцию автозаправки нити, столь необходимую для людей с плохим зрением.

В отличие от электромеханических, компьютеризированные машины выполняют огромное количество операций (одних только видов строчек имеют до 250, а еще - множество значков-пиктограмм для украшения вещей инициалами или логотипами). В их память заложены оптимальные настройки для определенного вида ткани и последовательность действий, необходимых для выполнения тех или иных операций.

Компьютеризированные швейно-вышивальные машины имеют более 500 швейных программ (220 рабочих и декоративных строчек, 11 видов петель, 324 буквы, 4 алфавита). Их можно подключать к персональному компьютеру, позволяющему создавать узоры вышивки, манипулируя мышью. Машины с такими возможностями от шведской фирмы "ХУСКВАРНА ВИКИНГ" и немецкой фирмы "ПФАФФ" тоже были среди представленных на выставке экспонатов. Шитье на них действительно превращается в удовольствие. И вещи получаются изумительные! В этом убеждаешься, разглядывая белоснежный жилет, буквально усыпанный вышитыми мотивами, и образцы вышивок в вышивальных модулях машин.

28 сентября выставка закроется, и бабушкины "Зингеры", "Дюркоппы", "Науманны" вновь окажутся в запасниках. Если вы еще не успели на ней побывать, советуем поторопиться.

Фото В. Пирожкова.

Выставка "Техника и мода" проходит в Мраморном зале Политехнического музея по адресу: Москва, Новая площадь, 3/4, подъезд №3; телефоны для справок: 923-42-87, 925-72-57.



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Выставки. Презентации. Ярмарки»

Детальное описание иллюстрации

Европейская одежда XIX-XX веков: 1 - начало XIX века; 2 - первое десятилетие XIX века; 3 - 30-е годы XIX века; 4 - 60-е годы XIX века; 5 - 80-е годы XIX века; 6 - 90-е годы XIX века; 7 - последняя четверть XIX века; 8 - последняя четверть XIX - начало XX века; 9 - 1912-1914 годы; 10 - 20-е годы XX века; 11 - 30-е годы XX века; 12 - 50-е годы XX века; 13 - 30-40-е годы XX века; 14-15 - вторая половина 60-х - 70-е годы XX века. Рисунок из электронной "Энциклопедии Кирилла и Мефодия".
Фабрично-ремесленная швейная машина челночного стежка фирмы "Дюркопп" (Германия, 1900-1915). Предназначена для выполнения ажурных работ, всевозможных мережек для украшения одежды, столового и постельного белья.
Одна из первых швейных машин челночного стежка фирмы "Зайдель и Науманн" (Германия, 1870-1880). Эти машины с 1870 года распространялись Торговым домом Попова на территории России и Персии.
Швейная машина "Оригиналь экспресс" цепного стежка (США, 1860-1880). Основание выполнено в технике художественного литья, что соответствует технической моде второй половины XIX века.
Фабрично-ремесленная швейная машина "Гоу" челночного стежка для стачивания тяжелых тканей. Изготовлена на фирме "Гоу-машина-компани" (США, Нью-йорк, 1865-1875), принадлежащей семье изобретателя швейной машины челночного типа Элиаса Гоу. Применялась в основном для шитья парусов для флота.
Швейная машина челночного стежка фирмы "Науманн" (Германия, 1894-1896). Изготовлена по специальному заказу Торгового дома Попова в связи с 25-летием его работы.
Швейная машина фирмы "Зингер" (США, 1900-1915), предназначенная для изготовления закрепок и укрепления петель, пришивания бантиков к обуви и платью.
Эта американская швейная машина челночного стежка (1895-1905) была куплена известным московским купцом-булочником Филипповым для Насти Колесановой (сестры своей горничной) в московском Торговом доме Ж. Блока. Филиппов отправил Настю на учение в школу Н. П. Ламановой, первого русского художника-модельера. После успешной учебы Колесанова работала с Ламановой сначала в ее мастерской, а потом в костюмерных мастерских Большого театра.
Сапожная швейная машина челночного стежка для сшивания головок и голенищ обуви (подольский завод компании "Зингер", 1902-1917).
Справа - детская швейная машина цепного стежка с деревянным основанием и литым фигурным корпусом, украшенным многоцветной росписью (Подольский механический завод, 1935-1940). Слева - детская швейная машина цепного стежка с литым художественным корпусом (Западная Европа, 1910-1930); маховое колесо заменено специальной ручкой.
Швейная машина челночного стежка для стачивания тканей (подольский завод компании "Зингер", 1905-1920). Ее корпус имеет так называемую бутылочную форму, которая была запатентована фирмой "Зингер" в конце XIX века. Благодаря сбалансированности всех конструктивных узлов такие машины обладают большим запасом прочности и до сих пор используются во многих домах России.