Руководитель лаборатории профессор В. А. Неговский и его сотрудники, по существу, подняли целину в этой отрасли науки. Они не только глубоко изучают те процессы, которые происходят в организме в момент угасания жизни, устанавливают закономерности умирания, но и изыскивают наиболее эффективные методы оживления.
Сотрудники лаборатории доказали, что многие процессы в организме умирающего протекают совсем иначе, чем в нормально живущем или даже больном. Например, электрическая активность коры головного мозга и условные рефлексы угасают задолго до прекращения сердечной деятельности и дыхания. В процессе же оживления наблюдается обратная картина. Их восстановление наступает гораздо позже восстановления работы сердца и дыхания. Отсюда был сделан вывод: при умирании кора головного мозга, с деятельностью которой связаны наше сознание, мышление, угасает раньше, а восстанавливается позже других отделов центральной нервной системы. Если она угасла окончательно, если начался распад ее клеток, то человек умер, наступила биологическая смерть, из которой нет возврата. Но есть еще другая смерть — смерть клиническая. Обычно это пять-шесть минут после того, как остановилось сердце и прекратилось дыхание. Ученые считают, что клиническая смерть — это, собственно, еще не смерть. Клетки человеческого тела еще сохраняют свою внутреннюю жизнеспособность. Налицо только видимые признаки смерти. Человек не дышит, сердце его не бьется, зрачки не реагируют на свет, пульс не прощупывается.
Сходно с этим и состояние агонии и шока. Это тоже крайние этапы жизни. Если человека вовремя не вывести из них, то он погибнет.
Как же спасти умирающего? На какие факторы влиять, чтобы не допустить распада клеток центральной нервной системы?
В лаборатории профессора Неговского создана так называемая комплексная методика оживления, которая все шире и шире применяется в практике медицины. Недаром в различных городах Советского Союза создано сейчас более сорока центров по оживлению. Монография профессора Неговского «Оживление организма и искусственная гипотермия» обобщает большой опыт ученого и его помощников. Лаборатория получает сотни писем со всех концов страны. Она переписывается со многими медицинскими учреждениями Чехословакии, Польши, Соединенных Штатов Америки, Франции.
Сущность методики, созданной в лаборатории, сводится к восстановлению сердечной деятельности и дыхания. Прежде всего, чтобы вернуть сердцу жизнедеятельность, в одну из артерий под давлением вводят кровь с различными лекарственными веществами. Кровь, попадая в сосуды, питающие сердечную мышцу, доставляет ей кислород и другие питательные вещества. При этом она одновременно раздражает нервные окончания в сосудах и в самой мышце сердца. От этого угасающее или только что угасшее сердце вновь начинает сокращаться.
Вводить кровь в вену, как это обычно делается при переливании, нельзя. При остановившемся сердце кровь через вену не сможет попасть в венечные сосуды, питающие сердце, и такое введение не даст положительного результата.
Второе обязательное условие оживления — искусственное дыхание. Сейчас для этого создан особый аппарат, вдувающий воздух в легкие в строго определенных количествах и под определенным давлением. Конечно, при отсутствии аппарата приходится прибегать к ручному искусственному дыханию. Ведь, спасая умирающего, нельзя терять ни минуты!