Ещё одно интересное направление работы — интерактивные уроки. Интерактивность — это возможность взаимодействия слушателя или зрителя с действием на экране. Например, разбирается тема чисел Фибоначчи. Строится ряд, затем ученику предлагают его продолжить. Сначала в положительную сторону. Если всё получилось — то в отрицательную. Это немного сложнее, и если вдруг возникла ошибка, программа её отметит и предложит повторить задание. Известный экономист и теоретик менеджмента Питер Друкер говорил: «Практика без теории слепа, теория без практики мертва». Вот это как раз пример, когда мы, вводя некие практические занятия, позволяем лучше воспринять теорию. То есть, когда ученик сам продолжит ряд Фибоначчи или построит бином Ньютона, у него в голове уже отложится, как считать, и никогда не возникнет с этим проблемы. Можно привести и другие примеры: как получается радуга, как запомнить последовательность цветов в ней, какой цвет в радуге всегда снизу. Или попроще: что означают и в каком порядке расположены цвета российского флага?
Впрочем, далеко не все педагоги и родители пребывают в восторге от обилия электронных гаджетов в руках наших детей. Нет ли опасности в том, что дети с раннего возраста приучаются к использованию компьютера, не снижает ли это их собственные способности мыслить?
Есть эффект, и он общепризнан, что использование электронных средств для ведения календаря, телефонной книги ухудшает развитие краткосрочной памяти. Любого спросите, он помнит 4—5 телефонов, остальные записаны. Потеря электронной книжки (или телефона с записанными контактами) — это катастрофа для нас. Но полный отказ от компьютера — другая крайность. Мир изменился. Если раньше путешествие из Петербурга в Москву занимало неделю, то теперь нам и трёх часов кажется много. Говорить, что раньше всё было хорошо, потому что не было компьютеров, а сейчас всё плохо, потому что появились и всё заполонили компьютеры, некорректно. Компьютер — прекрасный инструмент. При правильном использовании он даёт отличные результаты в обучении. В принципе, и раньше и сейчас учитель тратит на бином Ньютона одно и то же время. Но качество изменилось. Теперь за это время он успевает дать значительно больше информации и лучше её закрепить. Успевает не только рассказать о биноме, но и показать «среду» вокруг него, области применения... Или возьмём электронные версии книг и журналов. Читать всё равно надо, никто этого не отменяет и отменять не собирается. Но во многих случаях на электронном носителе информации можно поместить значительно больше, чем в традиционных версиях, ведь иллюстрации могут быть интерактивными и даже подвижными 3D-моделями. Заниматься с ними интереснее, они нагляднее и лучше запоминаются.
В результате школьники, зная то же самое «по титулу», реально обладают куда большей информацией, имеют более качественные и глубокие знания по предмету.
Рассказывать о работе Московского центра технологической модернизации образования можно ещё очень много. Но за то время, пока готовилась эта статья, мы успели подготовить ещё несколько страниц на нашем образовательном портале, начали съёмки телевизионных программ, провели семинар для учителей, и работа не останавливается. Заходите на сайт центра, смотрите, учитесь, принимайте участие в наших программах. И помните, всё это делается за бюджетные деньги, то есть за наши с вами деньги. Так давайте использовать их с максимальной эффективностью!