Мы также стандартизовали операции, обучили работников работать по этим операциям, дали им инструмент для работы. То есть создали некий велосипед, который позволяет им не идти, а ехать легче и быстрее, быстрее выполнять те же операции, которые они выполняли до этого. Это первое. Второе — мы получили пул обученных бухгалтеров, которым не важно, в какой школе работать, потому что в каждой школе этот процесс единый и стандартизованный. В результате не нужны запросы в школы, бухгалтеры не загружены заполнением бесчисленных таблиц и свед?нием данных, передачей и сверкой документов, отчётов, совещаниями, согласованиями и прочими бюрократическими сложностями. Бухгалтер вводит необходимые для расчётов данные, система в автоматизированном режиме агрегирует их в разрезе школ, районов, округов. Эти данные мы консолидируем, обрабатываем, готовим аналитический отчёт и представляем руководству.
Зачем всё это нужно? Государственные образовательные учреждения существуют в рамках установленного для них бюджета, и их работа (в финансовом плане) направлена не на зарабатывание дополнительных денег, а на максимально эффективное использование отпущенных государством средств. Условно можно сказать так: если на одного ученика в год отпускается 100 рублей и из них 90 тратится на обучение, а 10 — на административно-хозяйственную деятельность, то наша задача — сделать так, чтобы в результате оптимизации на администрирование тратилось 8 рублей. Тогда освободившиеся 2 рубля можно будет дополнительно пустить на основной процесс — обучение. То есть работа нашего центра в этом плане сводится к тому, чтобы максимально снизить неучебные затраты, одновременно улучшив систему административно-хозяйственной деятельности.
Есть проекты, которые позволяют обеспечить открытость Департамента образования как органа исполнительной власти для граждан. Например, каждый четверг в 16.30 руководитель департамента лично проводит селекторное совещание со всеми заместителями, со всеми руководителями всех образовательных и других подведомственных организаций. Это совещание идёт в открытом режиме с использованием устройств конференц-связи. При этом любой гражданин может подключиться к совещанию и составить себе полное представление о том, что обсуждается на совещании и какова текущая деятельность органа исполнительной власти. Разумеется, он не может вмешиваться в его работу, но может наблюдать за происходящим в режиме реального времени. В таком же режиме проходят заседания аттестационной комиссии руководителей образовательных организаций. Есть соответствующий график, опубликованный на ресурсе департамента (video.dogm.mos.ru), и любой человек может посмотреть, как проходит аттестация, например, директора школы, в которой учатся его дети.
Для пользователей системы по понедельникам в 16.00 также в открытом режиме проходят IT-семинары. Там мы рассказываем об IT-технологиях, внедряемых в школах, показываем детей, которые делают абсолютно замечательные вещи, на профессиональном уровне пишут компьютерные программы, делают роботов… Весной показали школьника, который разработал квадрокоптер, летающий не хуже импортных. А другая школьница сделала уникальный аппарат для анализов крови.
Концептуальное отличие нашего центра в том, что помимо профессионалов в области информатизации здесь работает значительное число специалистов в области образования. Это даёт возможность нам заниматься и непосредственно образовательной деятельностью. Разумеется, основное её направление — информационные технологии. С нового учебного года мы начинаем оказывать услуги дополнительного образования детям по программированию, робототехнике, мультипликации и телевидению.