Когда сойдёт лавина

Татьяна Зимина

Как же гляциологи объясняют связь солнечной активности с вероятностью схода лавин? По всей видимости, говорят они, изменение геомагнитного поля вызывает изменения физических процессов внутри снежной толщи. Может быть, и так. А может быть, изменение гео-магнитной обстановки приводит к изменению в кристаллах льда или снежинок. В результате образуются те самые «опасные» их формы, по появлению которых судят о лавинной угрозе. Во всяком случае, на подобные мысли наводят работы по исследованию влияния магнитного поля Земли на пластичность кристаллов, например, хлористого натрия (поваренной соли). Одну из таких работ недавно выполнили в Институте кристаллографии им. М. В. Шубникова РАН под руководством профессора В. И. Альшица. В других исследованиях изучено влияние слабого магнитного поля на микротвёрдость меди и алюминия. Впервые же влияние магнитного поля на физические и механические свойства немагнитных материалов было обнаружено группой профессора В. И. Альшица в 1987 году. Явление получило название магнитопластического эффекта. Объясняют его кристаллографы перемещением внутри кристалла линейных дефектов (дислокаций), напрямую связанных с пластичностью кристаллического материала. Однако, имеет ли этот эффект отношение к связи «солнечная активность — лавина», сказать трудно.

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов»

Детальное описание иллюстрации

На практике для прогноза лавинной опасности часто применяют «Кристаллический тест» («Crystal test»), который основан на определении слабых cлоёв, способствующих подвижке снежных масс. Для тестирования используют специальную пластиковую карточку (snow crystals card) с изображением различных видов снежных кристаллов, в том числе «опасных». В выкопанном шурфе каждый слой снега изучают через лупу и сравнивают образующие его снежинки и льдинки со шкалой «красных кристаллов» на пластиковой карточке. Размер снежинок уточняют с помощью специальных сеток, нанесённых на карту. Таким образом, благодаря существующей международной классификации снежных кристаллов, определяют степень опасности, которую может нести в себе каждый слой. Фото: Эрик Пейтж (Erich Peitzsch)/Научный центр NOROCK.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее