Римское гражданское право. Совершеннейшая форма права в государстве, далёком от совершенства

Кандидат юридических наук Сергей Шишков

Впервые в жизни о римском праве я узнал… из чеховского рассказа «Ионыч». Герой рассказа, Туркин, знакомя с доктором Старцевым свою жену, шутливо говорит ей: «Он не имеет никакого римского права сидеть у себя в больнице, он должен отдавать свой досуг обществу». «Ионыча» я читал в возрасте, именуемом средним школьным, а спустя всего несколько лет, будучи студентом-юристом, римское гражданское право уже усердно штудировал.

Фото Натальи Домриной.

Этот учебный предмет формирует у обучающегося особое восприятие мира, по-своему упорядоченного и облагороженного. К примеру, вы подарили приятелю книгу. Сие неприметное событие, выраженное обыденным языком (что-то вроде: «я книжку приятелю дал насовсем»), большого впечатления не производит. Право же способно не только раскрыть его юридическое содержание, но и придать величавую торжественность. На юридическом языке неприметное житейское событие именуется договором неформального соглашения о дарении, суть которого в том, что одна сторона (даритель) предоставляет вещь как элемент своего имущества другой стороне (одаряемому) с целью проявить в отношении него щедрость. Как говорится, почувствуйте разницу.

Римское право именуют «писаным разумом». Но помимо разума «рассудочного» присутствует в нём и своя неповторимая интеллектуальная красота, по законам которой созидали своё детище римские правоведы...

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее