Поднять всех наверх
Поднять со дна затонувший объект — задача, в решении которой традиционно используют понтоны различных конструкций и конфигураций. Большинство из них — весьма неповоротливые и тяжёлые устройства, обладающие к тому же внушительными габаритами.
Специалисты единственного в стране отдела подъёма затонувших объектов (он входит в состав НИИ спасания и подводных технологий Военно-морской академии) запатентовали разборный судоподъёмный понтон, который в транспортном положении исключительно компактен, приводится в рабочее состояние непосредственно на месте проведения работ по подъёму затонувших объектов, а хранится в относительно небольших складских помещениях. Авторы изобретения — доктор технических наук А. В. Краморенко, кандидат технических наук А. Г. Ерохин и Р. И. Чумаров.
Представлявший действующий макет капитан-лейтенант Антон Агеев рассказал, что основной рабочий элемент понтона — выполненная в форме тора надувная оболочка. Оболочки нанизывают на трубу, диаметр которой равен внутреннему диаметру тора. На концах трубы и на её поверхности закреплены вставки с приливами. Они определяют положение элементов понтона относительно трубы и друг друга. Торцы трубы закрыты крышками, на которых устроены узлы для подъёма и буксировки понтона, для его продольной найтовки и спуска. При этом сама труба при погружении свободно заполняется водой. На одной из крышек смонтирована система продувки. Воздухораспределительная коробка системы короткими трубками соединена с каждой оболочкой. При этом имеется возможность заполнять оболочки независимо одна от другой.
Для подъёма затонувшего объекта под него подводят стропы, соединённые с траверсой, и затем продувают сжатым воздухом крайние секции погружённого в воду понтона. Он начинает всплывать, выбирая слабину строп. После того как стропы натянутся, продувают оставшиеся секции — и объект всплывает.
Пружины в бетоне
Для армирования бетона традиционно используют прямолинейные стальные стержни, соединённые между собой под прямым углом. Соединяют арматуру, либо скручивая её элементы проволокой, либо сваривая. Однако для трудносвариваемых сортов стали и для композитной арматуры такой способ не годится.
Кандидат технических наук Х. Джантимиров из НИИ оснований и подземных сооружений и доктор технических наук С. Мадатян из НИИ бетона и железобетона (оба института входят в состав Научно-исследовательского центра «Строительство») предложили в качестве арматуры использовать готовые элементы, выполненные в виде объёмных пружин, соединённых в общий каркас нахлёстом смежных витков и стыковочными элементами.
Численные исследования работы такого армирования сжатых колонн показали, что оно эффективнее традиционного благодаря более равномерному распределению арматуры по сечению колонны.
Пружины могут быть цилиндрическими, коническими, с переменными размерами, с постоянным или переменным шагом. За счёт этих особенностей они выполняют роль и продольной и поперечной арматуры.