Вся история одной связи

Евгений Константинов. Фото автора

Разнообразие старинных телефонов, каждый из которых заставляет посетителя останавливаться и подробно разглядывать, восхищает. Менялись не только отдельные элементы, но и принципы телефонной коммутации в целом. Барышень-телефонисток сменили машинные и декадно-шаговые АТС, затем появились координатные и квазиэлектронные коммутаторы, затем, уже в относительно недавние времена, — цифровые станции. Музей частично снимает завесу с этой обычно невидимой для абонента стороны телефонии, показывая элементы коммутационного оборудования ранних лет.

Особенно просто устроен был ручной коммутатор. На большой щит, перед которым сидела специально обученная барышня, сходились попарно все провода, идущие от абонентов. С появлением автоматических станций работа барышни распределилась между механизмом коммутатора и самим инициатором разговора, который теперь должен был самостоятельно набирать нужный номер. (Подробнее см. «Наука и жизнь» № 12, 2007 г., статья «У меня зазвонил телефон»)

Совершенно разные

Телефонная связь быстро проникла буквально во все сферы человеческой жизни, сильно потеснив бумажную переписку и телеграф, завязав в ХХ веке на себя огромный объём делового общения. При этом у представителей разных профессий обнаружились свои собственные требования к аппаратуре: одним нужно отфильтровать фоновый шум, другим — защитить телефон от агрессивных сред, третьим — не допустить взрыва от случайной искры, четвёртым — обеспечить конференц-связь... В общем, что ни профессия у телефона, то особенность. Армейские погоны, разумеется, тоже накладывали на него свой неизгладимый отпечаток, — полевые аппараты на протяжении всей истории войн ХХ века здорово отличались от гражданских.

Самые молодые экспонаты музея истории телефона относятся уже к эпохе мобильной связи. Их пока немного, но эти модели первых автомобильных и карманных устройств, открывшие историю сотовой телефонии, логично связывают прошлое с настоящим. Тем более что ранние трубки, солидно оттягивавшие карманы своих владельцев, сегодня кажутся уже почти такими же далёкими динозаврами, как деревянные ящики, у которых нужно сначала крутить ручку и вызывать барышню, прежде чем услышать голос нужного абонента.

Другие статьи из рубрики «Музей»

Детальное описание иллюстрации

Телефон конструкции Александра Белла, версия 1890 года. Колебания кожаной мембраны с металлической пластинкой под действием звуковых волн вызывают колебания электромагнитного поля в катушке. В режиме приёма всё происходит наоборот — электромагнитное поле заставляет акустическую мембрану вибрировать.
Телефоны с индукторным вызовом, работавшие в сетях с ручной коммутацией, подразделялись на две большие группы по принципу питания микротелефонной трубки. В аппаратах системы МБ была собственная местная батарея, что позволяло подключать их непосредственно друг к другу для прямых вызовов, минуя городскую сеть. Аппараты системы ЦБ питались по проводам от центральной батареи телефонной станции. Слева в витрине стоит настольный аппарат Ericsson образца 1890 года, прозванный «скелетом»; он был одной из самых популярных моделей своего времени и выпускался более сорока лет без серьёзных изменений. В ответ на шведский «скелет» в 1902 году Антверпенский завод компании «Белл», к тому моменту уже объединившейся с «Western Electric», начал выпуск похожей модели (стоит в витрине справа). Этот телефон был изящнее конкурента, а также и легче за счёт алюминиевого корпуса. За характерную форму ножек аппарат получил прозвище «Эйфелева башня».
Телефон фирмы «Western Electric» системы ЦБ, оборудованный таксофонной приставкой Gray Telephone Station для приёма монет в 5, 10 и 25 центов. Чтобы им воспользоваться, надо было сначала обычным образом вызвать телефонистку и опускать монеты только после того, как она подключит нужного абонента. США, 1915 год.
У настенного аппарата Ericsson системы ЦБ в строгом железном корпусе, выпускавшегося в Санкт-Петербурге, была долгая конвейерная жизнь. Он оставался в производстве многие годы и после того, как завод переименовали в «Красную зарю». Слева — аппарат 1909 года; справа — 1920 года.
Рекламная брошюра, изданная более века назад, сообщает интересные подробности о телефонной аппаратуре своего времени. В том числе и о московских ценах. Так, за «Телефонный аппарат нормального размера с индуктором в три магнита.., действующим через 300 ом сопротивления звонка и 20 000 ом сопротивления линии, с ящиком для элементов» просили 38 рублей. Самый дешёвый из представленных аппаратов, «Автофон» за 6 рублей, предназначался «для включения в обыкновенную звонковую проводку» для вызова прислуги и позволял наладить голосовую связь внутри дома.
Немецкий полевой телефон образца 1905 года фирмы «Siemens&Halske» был выполнен в форме трубки из алюминия, покрытого кожей. Разговорная тангента сделана в виде большой продольной клавиши, а по бокам от неё есть две функциональные кнопки — вызов (белая) и увеличение громкости (чёрная). В документации времён Первой мировой войны аппарат называется «армейским телефоном старой модели», так как существовала более новая версия образца 1913 года.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее