Растительные ресурсы земного шара и овладение ими

Акад. Н. И. Вавилов

Наука и жизнь // Иллюстрации

Общее число видов цветковых растений на земном шаре, установленное ботаниками, определяется приблизительно в 160 тыс. Распространены эти виды весьма своеобразно. Огромные пространства Северной Америки, Сибири, Центральной Азии отличаются чрезвычайной бедностью видового состава; наоборот, некоторые области земной поверхности исключительно богаты разнообразием видов. В особенности выделяется в этом отношении юго-восточная Азия, включая Индию, Китай и Малайские острова, где найдено не менее 60 тыс. видов растений. Очень богаты видовым разнообразием влажные тропические страны — Бразилия и Центральная Америка. Одна маленькая республика Коста-Рика в своем видовом составе включает больше разнообразия, чем Канада, США и Аляска, взятые вместе. Богатые видовым разнообразием страны расположены также по берегам Средиземного моря. В пределах СССР особенно велико видовое разнообразие в Закавказье и в горной части Средней Азии. В то время как весь видовой состав дикой растительности СССР определяется примерно в 17—18 тыс. видов, Кавказу свойственны 6 тыс. видов. Приблизительно такое же количество свойственно Средней Азии, где особенно выделяется своей богатой флорой горный Таджикистан.

В этих наиболее богатых видовым составом областях производились поиски новых ценных растений для введения их в культуру. Самая локализация видового разнообразия есть сложный результат всей эволюции растительного мира, геологических изменений, которым подвергалась земная поверхность. Огромную роль в истреблении видов в северных странах сыграл в последние эпохи ледниковый период. В настоящее время разнообразие видов определяется в большей мере условиями климата, почвы, рельефа.

Особенно богаты видами влажные тропики и субтропики.

Как бы то ни было, исследователю, стремящемуся к овладению растительными ресурсами, приходится считаться прежде всего с этим важнейшим фактором современной географической локализации растительных богатств.

В отношении культурных растений нас интересуют не только целые виды, но также и сортовое разнообразие в пределах видов. Пшеница состоит из многих тысяч сортов, отличающихся наследственными свойствами. Различают тысячи сортов риса, ячменя. Для того чтобы овладеть сортовыми ресурсами культурных растений, необходимо не только знать географию видов, но пойти еще глубже в смысле выяснения локализации основного разнообразия сортов, устанавливать области сосредоточия исходного сортового разнообразия видов.

Для переделки наших культурных полевых растений (пшеницы и других хлебных злаков), а также плодовых и огородных растений необходимо знать, где находятся основные исходные потенциалы сортового и видового разнообразия. Чтобы выяснить эту локализацию, приходится детальным образом изучить внутренний ботанический состав видов, их сортовое разнообразие и точно выяснить области, откуда пошла данная культура.

Учитывая огромное разнообразие сортов, слабую изученность ботаниками многих интереснейших областей мира, советским ученым, поставившим задачу овладения сортовыми растительными ресурсами, пришлось самим разработать методы установления областей происхождения формирования культурных растений. Таким образом был разработан ботанико-географический дифференциальный метод установления локализации видовых потенциалов культурных растений.

К нему мы пришли логически, изучая одно культурное растение за другим в их сортовом разнообразии. Эти исследования привели нас к выяснению понятия вида как сложной подвижной системы, связанной в своем историческом развитии с определенной средой и территорией и подчиненной в своем разнообразии определенным правильностям. Близкие генетически виды в своем разнообразии выявляют большие сходства, подчиняясь закону гомологических рядов в наследственной изменчивости, установленному нами еще в 1920 г. На основании этого закона удалось теоретически выявить внутренний состав видов и выяснить отсутствие в руках европейского селекционера многих звеньев. Логически мы пришли к широкой поисковой работе, к организации экспедиций для поисков необходимого нам сортового богатства — в первую очередь по важнейшим культурным растениям.

Теоретически ботанические исследования выяснили в общих чертах местонахождение основных потенциалов главнейших культурных растений, которые оказались приуроченными к древнейшим земледельческим странам Южной Азии, горной Африки, Средиземноморья и Центральной и Южной Америки, включая Мексику.

В эти области за последнее десятилетие одна за другой отправляются советские экспедиции. Проникновение их во многие страны было делом нелегким: месяцы уходили на получение необходимых виз для въезда. Самое появление советских ученых в колониальных странах вызывало опасения империалистических правительств. Ряд участников экспедиций получил трудноизлечимые тропические болезни, надолго выведшие их из строя (С. М. Букасов, П. М. Жуковский и др.). Как бы там ни было, за эти десять лет советские экспедиции исследовали 3/4 земного шара, пройдя многие десятки тысяч километров в пределах Афганистана, Абиссинии, Мексики, Гватемалы, Колумбии, Перу, Боливии, Чили, Бразилии, Индии, Формозы, Кореи, Японии. Исследованы все страны, расположенные по берегам Средиземноморья. Вдоль и поперек пройдена Мексика, включая малоисследованный Юкатан. Собран огромный материал из Центральной Америки. Караваны советских экспедиций прошли Кор-дильеры от Калифорнии до южного Чили.

Планомерно (почти исчерпывающе по важнейшим культурам) собран колоссальный сортовой материал и проведено исследование растительных ресурсов. Выяснены с исключительной точностью области первичного формирования главных культурных растений, интересующих Советский Союз.

Десятилетние исследования привели нас к установлению следующих восьми очагов:

Китайский очаг происхождения культурных растений, включающий горный центральный и западный Китай с прилегающими к нему низменными районами. Этот очаг дал начало приблизительно 140 культурным растениям. Здесь родина ряда видов проса, горчицы, сои, многих оригинальных овощных растений. Наибольшее число видов плодовых растений относится к Китаю. Здесь родина чайного куста, многих цитрусовых, камфарного дерева, тунгового дерева, ценнейших прядильных растений — рами, канатника.

Вторым по значению является Индостанский очаг происхождения культурных растений, включая в него Бирму и Ассам и исключая северо-западную Индию, Пенджаб и северо-западную пограничную провинцию. Здесь родина риса, характеризующегося в Индии поразительным разнообразием диких и культурных форм. Здесь родина многих зерновых бобовых растений, оригинальных тропических плодовых культур, в особенности цитрусовых, манго, сахарного тростника и различных пряных растений. Отсюда ведут начало лимоны, апельсины, некоторые виды мандарина.

Дополнительно к Индийскому очагу мы выделяем Индо-малайский очаг, включающий Индо-Китай, весь Малайский архипелаг, крупные острова (Ява, Борнео, Суматра, Филиппины). Этот дополнительный к Индии очаг богат плодовыми культурами, в том числе культурами мирового значения, как бананы и некоторые цитрусовые.

Третий, Среднеазиатский очаг происхождения культурных растений включает северо-западную Индию (Пенджаб, северо-западную пограничную провинцию Кашмир), весь Афганистан, наши Таджикистан и Узбекистан и Западный Тянь-Шань. Этот очаг по числу видов значительно уступает предыдущему, тем не менее он имеет для нас огромное значение, ибо здесь — родина мягкой пшеницы. Именно здесь установлен колоссальный потенциал сортового разнообразия мягкой пшеницы, главного хлеба земли. Здесь родина всех важнейших зерновых бобовых, как горох, чечевица, чина, конские бобы, нут, представленных исключительным богатством генов. Здесь, вероятно, введен в широкую культуру впервые хлопчатник — гуза.

Четвертый очаг, Переднеазиатский, включает внутреннюю Малую Азию, Закавказье, Иран (Персию) и горный Туркменистан. Этот очаг замечателен прежде всего исключительным богатством видов культурных пшениц, устойчивых к болезням, что установлено новейшими исследованиями. Девять ботанических видов пшеницы являются эндемичными* для Передней Азии. В пределах СССР особенно велико разнообразие пшениц в Армении, по числу ботанических разновидностей и видов превышающее все остальные районы и края. Здесь же обнаружены в большом разнообразии дикие пшеницы. По разнообразию видов пшениц этот очаг выделяется на всем земном шаре.

В Малой Азии и в нашем Закавказье — основная родина ржи. Рожь представлена здесь поразительным разнообразием форм и видов, в отличие от однообразной ржи Европы.

В Передней Азии (включая наше Закавказье) сконцентрирован потенциал европейского плодоводства. Здесь родина винограда, груш, алычи, граната, грецкого ореха, айвы, миндаля и инжира.

Из Турции, Ирана и нашей Средней Азии идет все мировое богатство дынь. Из Передней же Азии ведут начало важнейшие мировые кормовые травы — люцерна, персидский клевер, вика посевная и др.

Пятый, Средиземноморский очаг характеризуется родиной маслины и рожкового дерева. Отсюда ведет начало большое число овощных культур, включая свеклу. По овощным культурам, наряду с Китаем, это — важнейший мировой очаг. Многие старые кормовые растения ведут начало из средиземноморских стран. Многие из культурных растений Средиземноморья, как лен, ячмень, пшеница, бобы, нут, характеризуются крупнозерностью и крупноплодностью, в отличие от мелкозерных форм Средней Азии, где находится их основная родина.

Экспедиция, проведенная нами в 1927 г. в Абиссинию, Эритрею и Сомали, выяснила самостоятельность Эфиопии в ее культурной флоре и несомненную наличность здесь автономного мирового очага культурных растений. По числу ботанических разновидностей пшениц (группы твердых пшениц) Абиссиния должна быть поставлена на первое место. Здесь — центр формирования культурного ячменя. Нигде нет такого разнообразия форм и генов ячменя, как в Абиссинии. Здесь впервые началось пивоварение из ячменя. Здесь родина оригинального хлебного растения тефф и оригинальной масличной культуры нуга. Лен здесь представлен своеобразными формами, используемыми не на волокно и не на масло, а исключительно на семена, из которых получается мука. Другими словами, лен в Абиссинии представляет собою хлебное растение.

В пределах Америки мы выделяем седьмой, Центральноамериканский очаг, с включением южной Мексики, и восьмой, Андийский очаг — на территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора.

В пределах Мексики и Центральной Америки, как показало применение ботанико-географического дифференциального метода, несомненно, находится основной очаг кукурузы, родина основных американских видов фасоли, тыкв, перца. Отсюда пошла культура какао, здесь, вероятно, родина батата.

Из южной Мексики ведет начало американский хлопчатник — упланд, на котором основано все мировое хлопководство. Кукуруза здесь сыграла такую же роль, как пшеница в очагах Старого Света; без нее не было бы цивилизации майя**.

В пределах восьмого, Андийского очага советские экспедиции открыли огромные, в сущности совершенно нетронутые резервы культурных растений, обнаружив десятки новых, неизвестных науке культурных и близких к ним диких видов картофеля, используемых индийскими племенами.

Высокогорные Перу, Боливия и Эквадор заполнены эндемами, начиная с оригинальных видов картофеля и кончая своеобразными клубненосными растениями, свойственными до сих пор только этой части земного шара, как ока, анью, ульюко. Из зерновых здесь возделываются в большом количестве своеобразные виды лебеды.

Как растительные культурные эндемы (местные формы), так и своеобразные животные Перу и Боливии — ламы и альпаки — главным образом сосредоточены в так называемой «пуне», т. е. в степях, на высокогорных плоскогорьях в 3500—4300 м над уровнем моря. Культура здесь неполивная. До сих пор можно видеть переходы от культурных растений к диким. Нет никаких сомнений в том, что именно в пуне начались земледелие и животноводство в Южной Америке. Локализация эндемичных видов культурных растений и животных в прошлом, как и в настоящем, здесь поразительно отчетлива и ограничена.

Дополнительно к основному Перувианскому очагу необходимо прибавить маленький район острова Чилоэ, расположенного у берегов южного Чили, откуда впервые европейцами был заимствован у индейцев обыкновенный, ныне всем известный картофель, так хорошо приспособленный к условиям нашего северного длинного дня.

Подавляющее большинство культурных растений ведет начало из Старого Света. Из 640 важнейших культурных растений, изученных нами, на долю Старого Света приходится более 500, т. е. 5/6 культурных растений всего мира. Видовые и сортовые богатства приурочены главным образом к горным районам южной Азии.

В результате проведенных за последнее десятилетие советских исследований вскрылся огромный видовой и сортовой потенциал культурных растений и ближайших к ним диких родичей, о которых не подозревали в прошлом ни ботаник, ни агроном. Для большинства важнейших культурных растений пришлось заново переработать наши представления о видах и их составе. Больше того, весь этот колоссальный материал ныне находится в живом виде в Советском Союзе на опытных полях, а частично начал входить в совхозы и колхозы. Перед практической селекцией открылись совершенно новые горизонты. Колоссальный новый видовой материал, включительно до множества новых видов таких растений, как картофель, даёт возможность коренной переделки наших культурных растений, создания новых сортов, более стойких к холоду, к засухе, болезням. Метод яровизации, разработанный в последние годы акад. Т. Д. Лысенко, дает возможность еще лучшего использования южных форм, позволяя ускорить развитие, а также вскрывая новые возможности в свете учения о стадиях у растений для подбора пар при гибридизации.

Впереди еще предстоит огромная работа. В силу понятных трудностей наименее тронуты советскими исследованиями области юго-восточной Азии, чрезвычайно богатые разнообразием видов и имеющие большое практическое значение, в особенности для наших влажных субтропиков. Здесь заключены сортовые ресурсы цитрусовых, чайного куста, тунгового дерева, на которых строится наше субтропическое растениеводство Черноморского побережья. Конечно, пока исследования в силу спешности их носили ориентированный характер; проведена по существу мировая рекогносцировочная работа, выяснившая в первом приближении локализацию растительных «руд» на земном шаре, и, самое главное, собрали колоссальный новый, неизвестный в науке сортовой материал, ныне находящийся в распоряжении советских селекционеров.

В ближайшие годы необходимо, неукоснительно продолжая мобилизацию растительных ресурсов, направить все внимание на освоение их практической селекцией, на внедрение всего лучшего в колхозы и совхозы.

* Т. е. свойственными только данной местности.

** Майя — языковая группа народов Средней Америки, создавшая значительную культуру, период расцвета которой приходится на IV—VI вв.