№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

МЕТАФОРА РАЗВИВАЕТ МЫШЛЕНИЕ

Н.НИКОЛАЕНКО. Метафорическое мышление у здоровых детей и больных аутизмом как показатель межполушарного взаимодействия. "Доклады Академии наук", том 379, № 5, 2001, стр. 705-707.

Считается, что с деятельностью правого полушария мозга связано смысловое и образное (метафорическое) мышление. Левое же полушарие отвечает за теоретическое (логическое) мышление, нашу способность строить ассоциации. Нарушение баланса взаимодействия между полушариями мозга вызывает психические заболевания.

В Институте эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН (Санкт-Петербург) изучали особенности мышления у 57 здоровых школьников в возрасте от 7 до 16 лет и у 8 больных детей с диагнозом ранний детский аутизм (нарушение связи с реальностью). Каждому ребенку давали три карточки, на одной из которых была напечатана метафорическая фраза (например, "Горит Восток"), на другой - формально сходная с ней фраза ("Горит дом"), на третьей - фраза, интерпретирующая метафору ("Восходит солнце"). Ребенок должен был положить вместе карточки с теми фразами, которые, по его мнению, по смыслу подходят друг к другу. "Правильными" считались ответы, когда вместе оказывались карточки с метафорами и их интерпретациями; "формальными" - когда объединялись формально сходные фразы, и "нелепыми" - когда, например, объединялись фразы "Горит дом" и "Восходит солнце". Испытуемым предлагали также аналогичные карточки с примерами идиом.

Выяснилось, что к 11-12-летнему возрасту все здоровые дети понимают метафоры и идиомы. Неожиданным оказалось то, что понимание идиом фактически опережает восприятие метафор. Трудности у младших школьников вызвала лишь идиома "Лезть в бутылку": 91% дали "формальный ответ" и 9% - "нелепый" типа "Лезть в окно" - "Сердиться". Старшие (11-16 лет) дали меньше "формальных" ответов (75%) и, как ни странно, больше "нелепых" (25%). При интерпретации метафор старшие школьники также чаще, чем младшие, давали "нелепые" ответы. Этому можно дать следующее объяснение. Известно, что нелепые ошибки чаще возникают при большой активности левого полушария (в условиях угнетения правого). Возможно, у старшеклассников начинает доминировать левое полушарие, обеспечивающее логическое мышление.

Выяснилось также, что понимание метафор и идиом во многом зависит от школьной успеваемости. Отличники по всем предметам и дети с высокими творческими способностями показали самые лучшие результаты - правильно оценили 83% метафор.

Дети, страдающие аутизмом, давали очень много нелепых ответов (57%). Ни один больной не смог справиться с объяснением идиомы "Лезть в бутылку". Можно предположить, что для интерпретации идиом они используют преимущественно левое полушарие. Таким образом, дефект метафорического мышления при аутизме может быть обусловлен снижением активности правого полушария, отчего страдает естественный способ усвоения новой информации.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее