Карета подана!

Юлия Фагурел, научный сотрудник отдела дерева и мебели Государственного исторического музея. Фото Игоря Константинова

Карета детей императора Александра II в экспозиции Государственного исторического музея.
Внутри карета отделана шёлком и бархатом. Раскладная подножка убирается внутрь.
Сзади под запятками хорошо видны рессоры, обеспечивающие мягкость хода.
На дверцах кареты воспроизведены гербы Российской империи и Царства Польского под императорской короной.
Роскошный плат на козлы сшит из шёлка и бархата и декорирован тесьмой, кистями и императорским вензелем.

Кареты как тип экипажей известны в России с допетровского времени. Тогда это были самые технически совершенные транспортные средства. Их не только привозили из стран Западной Европы, но и создавали в Москве. Такие конные экипажи полюбились русской знати и надолго стали для неё главным средством передвижения.

Вслед за взрослыми появились детские колёсные экипажи. Уменьшенные копии настоящих карет, ландо и колясок стоили очень дорого, и завести их для забавы детей могли позволить себе только очень богатые вельможи и представители царской фамилии. Дети аристократов катались в собственных роскошных экипажах в дворцовых хоромах и парках. В кареты запрягали специально подобранных низкорослых лошадок, одетых в богато убранную сбрую. В гриву им вплетали цветные ленты и бусы. Лошадок вели под уздцы специально обученные слуги в красивых ливреях. В детских каретах не ездили в путешествия, их не использовали для торжественных выездов. Юные вельможи катались для развлечения, играли, подражая взрослым, и одновременно приобретали навыки пользования колёсным экипажем, необходимые в благородном обществе.

К середине XIX века в царской семье было несколько детских экипажей. До наших дней из них дошли только единицы. Тем ценнее сохранившийся с тех времён редчайший образец детского экипажа — карета детей императора Александра II, которая находится в коллекции Государственного исторического музея.

Миниатюрную копию придворной парадной кареты-купе (длина — 233 см, ширина — 118 см, высота — 116 см) создал московский мастер Тимофей Михайлович Орловский. У него было небольшое экипажное заведение «близ Каменного моста в приходе Коcьмы и Дамиана, в доме купца Аллилуева» — так написано на бумажной этикетке, найденной под обивкой в салоне кареты во время её реставрации. У Орловского трудились первоклассные мастера. Они изготовили экипаж в 1847 году — к пятилетию старшей дочери наследника престола (с 1855 года — императора всероссийского, царя польского и великого князя финляндского Александра II), великой княжны Александры, родившейся в 1842 году. В карете катались и сыновья наследника — великие князья Николай, родившийся в 1843 году, Александр, родившийся в 1845-м (будущий император Александр III), и Владимир, появившийся на свет двумя годами позже. У Александра II были ещё дети: Алексей (1850 года рождения), Мария (1853), Сергей (1857) и Павел (1860). Можно предположить, что и они, когда подросли, разъезжали в карете своих старших сестры и братьев.

Как и полагалось избранным членам царствующей фамилии, экипаж детей наследника престола украшен не только личными вензелями
«НА» (Николай Александрович) и «ВА» (Владимир Александрович), но и геральдическими символами династии — императорскими коронами и накладными золочёными гербами Российской империи и Царства Польского. Вензель «АМ» под короной, декорирующей плат на козлы, принадлежит родителям юных владельцев и составлен из начальных букв их имён: Александр и Мария (император Александр II и императрица Мария Александровна).

Это только в сказке «Золушка» тыква в один миг превращается в роскошную карету по взмаху волшебной палочки доброй феи. Мастерá Тимофея Орловского строили «игрушку» для царских детей основательно, с учётом новейших достижений каретного дела. Экипаж оснащён дрогой, поворотным кругом, пластинчатыми С-образными и полуэллиптическими рессорами. На таких рессорах экипаж ехал плавно, без тряски на неровностях дороги, и юные пассажиры чувствовали себя в нём комфортно.

Карета, точь-в-точь как у взрослых, двухместная, с кучерскими козлами и запятками для лакеев. Внутри корпуса, под левой и правой дверцами, располагаются раскладные подножки, а на задней стенке прикреплены «ухватные» ремни, за которые пассажиры держались, когда рассаживались на сиденья. В карете пять окон с подъёмными фацетными стёклами, которые закрываются шторками. А снаружи по четырём углам корпуса прикреплены застеклённые свечные фонари. Есть также устройство для связи с кучером — это шнур, один конец которого привязывался к руке возницы, а другой протягивался через переднюю стенку внутрь кареты. Пассажиры тянули за него, если хотели тронуться с места либо остановиться. Такой «системой связи» с кучером пользовался сам Александр II, когда ездил в закрытом экипаже. Однако в детской карете это устройство не применяли по назначению — как мы уже упоминали, в целях безопасности лошадей вели под уздцы слуги. В экипаже использовалась пароконная запряжка с дышлом.

Детская царская карета поражает не только техническим совершенством и богатым убранством, но и изяществом и вместе с тем строгостью формы и редкостным синим цветом лакированного корпуса. Синий цвет — символ ленты ордена Андрея Первозванного, главной награды Российской империи, которую вручали царственным детям при рождении.

Изнутри экипаж обит шёлком и бархатом в бежевых и голубых тонах, стенки и сиденья отделаны тесьмой с изображением двуглавого орла, на потолке — объёмная вышивка по муару с изображением императорской короны. В декоре использованы шёлковые и золотные нити, металлические плашки, блёстки, канитель. На полу лежит вышитый шерстью ковёр. Плат на козлы сшит из шёлка и бархата и украшен басонной тесьмой, шёлковыми шнурами и подвесками.

Уже в 1861 году карета поступила в придворный Конюшенный музей в Санкт-Петербурге, где собирались и бережно хранились лучшие образцы экипажей, принадлежавших царской семье. В 1917 году в числе других наиболее ценных экспонатов карету перевезли в Москву и поместили в манеж Александринского дворца (ныне — главное здание Академии наук) в Нескучном саду. Ещё через 10 лет она вошла в собрание Государственного исторического музея. В 2010—2014 годах проводилась научная реставрация кареты. Все сохранившиеся детали очищены и укреплены, недостающие воспроизведены с соблюдением технологий XIX века и художественной достоверности. Сейчас, спустя почти 170 лет с момента создания, экипаж предстаёт перед посетителями музея почти в том виде, в каком увидели его первые владельцы — дети императора Александра II.

Cловарик к статье

Басонная тесьма — золотая тесьма для нашивок и обивки.

Вести под уздцы — вести за уздечку.

Дрога — продольный брус под экипажем, соединяющий переднюю и заднюю колёсные оси.

Дышло — прочная жердь для пароконной запряжки.

Запятки — небольшая площадка для лакеев на задней части колёсного стана кареты.

Канитель — тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить для вышивания.

Кóзлы — сиденье для кучера в передней части экипажа.

Ландо — конный четырёхместный экипаж с раскладывающимся вперёд и назад верхом (крышей).

Плат — покрытие кучерского сиденья, обычно из ткани или кожи.

Узда, уздечка — часть конской упряжи, предназначенная для управления лошадью.

Упряжь, или сбруя, — снаряжение для запряжки лошадей в экипаж.

Другие статьи из рубрики «Кунсткамера»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее