Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Красота — это страшная сила

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «American Scientist», «Discover», «Science News» и «Smithsonian» (США), «Science et Vie» и «Ça m’interesse» (Франция).

Как красивое произведение искусства действует на мозг? В медицине известен так называемый синдром Стендаля. Впервые его описал этот французский автор в 1817 году. Посетив один из музеев Флоренции, он был так потрясён красотой выставленных там произведений искусства, что чуть не потерял сознание. Научное описание этого состояния, возникающего под впечатлением от необычайно красивых произведений живописи, скульптуры, архитектуры, иногда — от красоты природы, впервые дала итальянский психиатр Грациэлла Магерини в 1979 году. У человека, восхищённого красотой, учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, может наступить помутнение сознания и даже обморок. Явление это не слишком частое, однако смотрителей флорентийских музеев теперь специально обучают приёмам первой помощи в таких случаях.

В последние годы влияние красоты на сознание изучают психологи и нейрофизиологи. Так, недавно посетителей музея изящных искусств в швейцарском городе Санкт-Галлен обвешивали приборами, которые регистрировали путь посетителя по залам, время, проведённое около каждого экспоната, частоту пульса и влажность ладоней (когда человек волнуется, потоотделение усиливается). Вывод: великие произведения искусства вызывают приток эмоций, а они отражаются на физиологическом состоянии человека.

Дальше пошли испанские исследователи под руководством Камило Хосе Села-Конде. Они демонстрировали фотографии произведений искусства добровольцам, одновременно изучая распределение крови в их мозгу посредством функциональной магниторезонансной томографии (кровь приливает к тем участкам мозга, которые особенно активны в данный момент). Оказалось, что, хотя оценка красоты той или иной картины у мужчин и женщин в целом одинакова, приходят они к своему выводу с помощью разных нейронных цепей. У женщин красивая картина вызывает активность в обоих полушариях мозга, а у мужчин — только в правом.

Канадские физиологи определили, что, когда человек смотрит на произведение искусства, он приходит к выводу «не нравится» за две секунды, а к положительному отзыву — за четыре. Во втором случае особо возбуждается зрительная кора, словно мозг, как компьютерная программа обработки изображений, усиливает яркость, контрастность и цвета видимой картинки. Кроме того, в обоих полушариях особенно активизируется веретёновидная извилина височной доли головного мозга, которая служит для распознавания лиц. Если же произведение искусства не понравилось, быстро падает активность орбитальной префронтальной коры (эта часть мозга находится прямо над глазами), словно мозг решает: нечего тратить время и силы на рассмотрение того, что не понравилось. А британский невролог Семир Зеки показал, что вид картин Энгра, Сезанна, Рембрандта и Моне повышает на 10 процентов приток крови к мозговым центрам удовольствия.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»