"ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНЫ". ИТОГИ КОНКУРСА

А. КАЛИНИН.

И, пожалуйста, проводите такие конкурсы почаще, ведь множество художников остаются невостребованными.
Из письма участника конкурса Гены Лаптева, 11 лет, г. Горно-Алтайск

С. Орлов. "Три жизни одной женщины", 2005 год.
В. Брегеда. "Причащение", 2004 год.
И. Лысенко. "Зимний пейзаж в Прейсиш-Эйлау", 2004 год.
П. Сергеев. Рисунок-загадка "Прочитай слово", 2002 год.
Ю. Асакеева. "Наяды", 2004 год.
О. Дроздов. "Маска" (картина-перевертыш), 2005 год.
А. Ротарь. "Портрет моего друга", 1999 год.
Е. Цыкунова. "День и ночь" (картина-перевертыш), 2005 год.
О. Нижегородова (13 лет). "Портрет лета", 2005 год.
Л. Журавлева (15 лет). "Вода" (картина-перевертыш, аппликация из ткани), 2005 год.

Конкурс был объявлен в мартовском номере журнала за 2005 год. Напомним, что к загадочным картинам относятся знакомые многим с детства рисунки-головоломки типа "найди спрятанные предметы", двойственные изображения, когда при первом беглом взгляде видится одно, а при более (или менее) внимательном - другое, картинки-перевертыши и тому подобное (см. "Наука и жизнь" №№ 2-5, 2005 г.). Как видно из многочисленных писем, поступивших в редакцию, для большинства читателей новым и неожиданным оказалось то, что загадочные картины столь разнообразны и имеют давнюю историю. Задание увлекло очень многих. Свидетельство тому - количество присланных работ: 329!

Объявление о конкурсе появилось и в Интернете, на сайте "Иероглиф", куда поступило более 150 работ, из которых отобрано и представлено к обсуждению в редакции 60.

Понятно, что разобраться в таком огромном количестве поступивших материалов можно было, только разделив их на группы. Работы юных художников (до 15 лет) рассматривались отдельно. Остальные картины и рисунки члены жюри поделили, в зависимости от техники исполнения, на живопись, графику, фотографии, картины из слов и букв.

Две самые большие группы - живопись и графика, - в наибольшей степени отражающие разнообразие "загадочных картин", пришлось разбить еще и на подгруппы "по типу загадочности": контурные; замаскированные; зависящие от расстояния, с которого рассматривается изображение; сдвоенные и строенные изображения; картины с поворотом на 90, 180 градусов и так далее. Разнообразие представленных работ предопределило и большое число победителей.

Но сначала об участниках конкурса. Для редакции стало привычным и отрадным фактом, что география любого конкурса, объявленного журналом, охватывает всю страну. Работы прислали люди разных возрастов - от 11 лет до 80-ти, учащиеся и учителя, служащие и пенсионеры, рабочие, студенты и даже матрос срочной службы из Североморска. Многие участники, не имея художественного образования, самостоятельно освоили компьютерную графику, фотографию, они работают в театральных и рекламных студиях, редакциях и издательствах, то есть постоянно занимаются художественным творчеством. Но большинство - любители. Подчас им не хватает техники, знания приемов, навыков мастерства, но в том и смысл данного конкурса: жюри в первую очередь отмечало новизну, оригинальность приема, с помощью которого одно изображение прячется внутри другого, способ, благодаря которому рождается картина, несущая в себе секрет невидимого в первый момент сюжета.

Поэтому редакция стремилась отметить каждую оригинальную работу, созданную пусть и неумелой рукой, но если в ней угадывается мыслящий художник. После тщательного рассмотрения и обсуждения жюри отметило как победителей конкурса 25 человек. Все они получат почетные дипломы и подарки.

Главная награда - Гран-при присуждена С. Орлову (Москва) за работы: "Три жизни одной женщины", "Муж и жена", "Карнавал", "Четыре птицы". Первое место заняли: В. Брегеда (г. Таганрог) за картины "Причащение" и "Ночная фантазия", И. Лысенко (г. Калининград) за картины: "Зимний пейзаж в Прейсиш-Эйлау", "Отец родной" и "Француз", П. Сергеев (г. Красногорск, Московская область) за серию картин-головоломок из слов и букв.

Юные художники, приславшие работы, соответствующие теме конкурса, получат дипломы.

После подведения итогов 100 картин отправили на специальную выставку в С-Петербург, приуроченную к 25 съезду Международного общества любителей головоломок. Кроме того, в помещении редакции устроена выставка картин-победителей. К сожалению, все фотографии картин даже с этой небольшой выставки мы не сможем опубликовать в одной статье, но надеемся познакомить читателей с лучшими произведениями в течение следующего года.

А теперь о картинах-победителях. Работа Сергея Орлова "Три жизни одной женщины" требует пояснения. Главная героиня, которую вы видите сразу, - взрослая, мужественная женщина, прожившая нелегкую жизнь, но еще полная сил. Второй образ - юная девушка, скорее девочка, на руках у матери (получается, что у самой себя). Лицо ее обращено к главной героине. Оно проявляется отчетливо, если уловить овал и тонкую руку, обнимающую мать. Третий образ художник тщательно спрятал. Чтобы легче отыскать его, советуем вам при первом просмотре закрыть верхнюю часть работы - головы двух женщин, - а оставшуюся часть рассматривать издалека.

Первое место, как уже говорилось, поделили три художника. Из присланных ими работ жюри отобрало лучшие, но пока вы познакомитесь с каждым мастером только по одной его работе.

Художник Виктор Брегеда неоднократно обращался к библейской теме. Показанная здесь работа подписана "Communion" (с английского языка слово переводится как "общение", "причащение", "вероисповедание", "группа людей одной веры"). Присутствие на картине чаши и хлеба позволяет выбрать из четырех значений одно: "Причащение" - как христианское таинство, официально называемое "Святое причастие". Смысл его - в памяти о последней встрече - Тайной вечере Иисуса Христа со своими учениками. Причащение - сложный обряд, основанный на текстах Евангелия и их последующих толкованиях. В состав обряда обязательно входит вкушение специально испеченного хлеба (иногда и вина). Виктор Брегеда в свою картину включил образы Бога-отца в небе, Иисуса Христа в пламени и окружающих его учеников.

Игорь Лысенко живет в городе Калининграде. Приводим строки из его письма: "В детском саду я хотел стать профессором, в школе - путешественником. Но не мечтал стать художником. Теперь я понимаю почему. Я им уже был. И осознал это на лекциях по почвоведению и философии, усердно упражняясь в рисунке в течение пяти лет. Когда я получил диплом географа-преподавателя, то понял, что мое художественное образование закончится только с моей смертью. После недолгого переходного периода преподавания географии в старших классах и рисования в младших я подался в услужение к Мельпомене. И прослужил ей, где верой и правдой, а где надеждой и любовью, двенадцать лет, искусно исполняя роль театрального мазилы".

На самом деле художником Игорь стал в 14 лет. Он не забыл сообщить фамилию своей учительницы О. В. Поляковой-Васильевой, руководителя изостудии в городе Котово Волгоградской области, где начал заниматься живописью. Своеобразие нового места жительства, его история нашли отражение в творчестве. "Зимний пейзаж в Прейсиш-Эй лау" переносит нас в окрестности маленького городка Восточной Пруссии, в холодный метельный день 26 января 1807 года, когда произошло сражение между русской армией и армией Наполеона - не начало, но предвестие Отечественной войны 1812 года. В битве участвовало 140 тысяч человек, поровну с каждой стороны. У русских было 400 пушек, у французов - 450. Считается, что ни одна из сторон не добилась решительного успеха. Сражение закончилось вничью. Но вничью, то есть безрезультатно, бои заканчиваются только в спорте. К ночи на снегу возле Прейсиш-Эйлау остались лежать 43 тысячи воинов! Лишь непрерывно падавший снег скрывал ужас картины, но не бессмысленность человеческих смертей. А причиной всему был один человек - Наполеон. И он присутствует на картине. При повороте на 90 градусов пейзаж городка превращается в знакомый профиль французского императора. Грядущий 1812 год, точнее 1813, трагический для него, угадывается в мертвенной бледности, уже покрывающей лицо Бонапарта.

Работы художника и поэта Павла Сергеева, также занявшего первое место, предназна чены в первую очередь для детей и подростков. По сути, это рисунки-загадки. Известные пословицы и поговорки в его картинках спрятаны в загадочных орнаментах, а 16 рисунков зверей, птиц и рыб составлены из букв их названий. Один из рисунков - "Косуля".

Второе место поделили художники: Юлия Асакеева (г. Бишкек, Киргизия) за работы "Ирбис (снежный барс)" и "Наяды"; Олег Дроздов (Москва) за работу "Маска"; Наталья Лисовская (Москва) за фотографию "Образ"; Алексей Ротарь (г. Тверь) за работы "Портрет моего друга" и "Мечта крокодила"; Елена Цыкунова (Москва) за работы "День и ночь", "Мечты о семье", "Встреча, любовь, разлука", "Мадонна с младенцем".

Третье место жюри решило не присуждать, а наградить 17 художников, авторов наиболее интересных работ, почетными дипломами победителей. Дипломы и альбом "Русские и зарубежные сосуды с секретами" получат: Дмитрий Александров (г. Брянск) за работу "Зебра", Виктория Багинская (г. Краснодар) за работу "О чем поет гусляр" и серию о героях русской литературы, Е. Башкирова (г. Новокуйбышевск, Самарская обл.) за работу "Дама - кошка - голуби", Марина Богуславская (г. Шахты, Ростовская обл.) за работу "Прощальная песня Солнца", София Ветрова (г. Саратов) за работу "Цветочная танцовщица", Н. Воронова (пос. Яя, Кемеровская обл.) за работу "Я жду чуда", Надежда Дубровская (г. Псков) за серию рисунков из букв, Людмила Журавлева (пос. Вырица, Ленинградская обл.) за работу "Вода", Андрей Канавщиков (г. Великие Луки) за разработку таблицы двойственного написания букв русского алфавита и серию слов-перевертышей, Оксана Кропивянская (Москва) за работу "Идолы", Родион Любчич (пос. Чистые ключи, Иркутская обл.) за барельефы на дереве и рисунки слов-перевертышей, Елена Никитина (г. Ростов-на-Дону) за работу "Весна", Анастасия Пахомова (Москва) за фотографию "Вакуум", Виктор Слетов (Москва) за работу "Крест нерукотворный", Владимир Сова (Москва) за фотографию "След", Ульяна Тихомирова (г. Челябинск) за работу "Обувь знает своих хозяев", Денис Шарабин (г. Северодвинск) за работу "Паруса".

Дипломами участников конкурса награждаются авторы лучших детских работ: Анастасия Боярских (г. Учалы, Башкирия) за рисунок "Солидный котик - Бедная кошечка", Анна Василенко (Москва) за рисунок "Девушка-дерево", Мария Григорьева (пос. Вырица, Ленинградская обл.) за работу "Огонь", Геннадий Лаптев (г. Горно-Алтайск) за слова-троевзоры "толь-моль-ноль" и рисунки, Виктория Мельникова (пос. Сухой ручей, Иркутская обл.) за рисунок "Король Артур, вытаскивающий меч из камня", Линда Музафарова (г. Учалы, Башкирия) за рисунок "Девочка-мышка", Ольга Нижегородова (г. Красногорск, Московская обл.) за рисунок "Портрет лета", Сергей Ермаков (г. Хвалынск, Саратовская обл.) за рисунок "Спрятавшийся заяц", Никита Ткачев (Москва) за серию рисунков, Алиса Трофимова (пос. Агириш, Тюменская обл.) за рисунок "Волшебный замок".

Жюри решило также наградить специальным дипломом и подарком Татьяну Сергеевну Томину, руководителя кружка "Рукодельница" Вырицкой средней школы № 1 Гатчинского района Ленинградской области за успешную педагогическую работу с юными художниками.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Мир увлечений»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее