Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Трансляция субъективности: новейшие технологии и молодёжь

Кандидат биологических наук Лариса Аксёнова. Фото автора.

Парадоксально, но слово «стандарт» звучит одинаково на многих языках — русском, английском, испанском, французском, немецком — и означает примерно одно и то же. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова дано такое определение этому слову: «... нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального, творческого». Ничего творческого. Но кто станет спорить с тем, что стандарты нужны? Например, для оценки качества образования. И кто скажет, что современные стандарты высшего образования удовлетворительны? Часто можно слышать мнение и преподавателей, и студентов о том, что уровень образования снижается. Можно рассуждать на эту тему, можно анализировать причины, а можно просто действовать — делать всё для того, чтобы дать молодёжи возможность получать качественные систематизированные знания в интересующей их области науки и развиваться.

В коридорах офиса Открытого университета Сколково (ОтУС) — портреты знаменитых учёных. Здесь соседствуют Николай Вавилов и Марк Цукерберг.

«Портреты — элемент дизайна?» — поинтересовалась я у исполнительного директора университета Андрея Егорова.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

— Конечно, нет. Это наш стиль — для мотивации, для вдохновения. Мы должны учиться на примерах великих людей.

— Девиз Открытого университета Сколково: «Открытый будущему». В чём отличия ОтУС от классических университетов?

— Открытый университет Сколково формально нельзя назвать университетом: у нас нет юридического статуса учебного заведения, лицензии на ведение образовательной деятельности, мы не выдаём дипломы об окончании. ОтУС — это специальная просветительская программа фонда «Сколково», которая создана для того, чтобы отбирать и привлекать лучших талантливых студентов в орбиту фонда. Мы предлагаем им учебно-просветительскую программу, работу с тьютором по планированию их дальнейших карьерных треков и коммуникационный центр, где они могут общаться друг с другом и обсуждать проекты.

Нет форматов, которые обязывают нас придерживаться стандартов. И это очень большой плюс, потому что мы можем, учитывая основные тренды в науке и технологиях, оперативно адаптировать программу и приглашать лучших лекторов. В обычных вузах требуется пройти множество согласований, чтобы спецкурсы о новейших достижениях были включены в учебные планы. Мы можем реагировать быстро и запускать такие спецкурсы в качестве эксперимента. Наши студенты могут сами выбирать программу и выстраивать свою траекторию обу-чения. Кроме того, они активно вовлечены и в создание самой учебной программы. Считаю это важным, поскольку студент здесь — основное заинтересованное в образовании лицо. Мы говорим студентам, что они, если хотят, должны делать всё возможное, чтобы получить необходимые знания.

Вместе с тем важно отметить, что мы не конкурируем с основным вузом в классических научных дисциплинах. Предполагается, что глубокие базовые знания в своей области науки наши студенты приобретают в тех университетах и институтах, в которых получают основное образование.

— Какие они, студенты ОтУС?

— Мы начинаем отбирать студентов с третьего курса основных вузов, но принимаем и аспирантов, поскольку любой из них может получить практическую пользу от обучения в ОтУС. Третьекурсники потенциально могут поступить в СколковоТех (Сколковский университет науки и технологий, который, как предполагается, начнёт функционировать с 2014 года), а аспиранты готовы к тому, чтобы сделать предпринимательский проект, который может быть поддержан фондом «Сколково», либо найти достойную работу в компаниях партнёров фонда. В ОтУС учатся студенты из различных вузов, разного возраста, разных специальностей.

Когда проводили первый набор, брали ребят только из вузов — партнёров фонда «Сколково»: шести московских учебных заведений — МГУ, МИФИ, МФТИ, МИСИС, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Высшей школы экономики. В декабре 2011 года был второй набор студентов. Здесь мы ориентировались на перечисленные вузы, но расширили возможности: в ОтУС могли поступать ребята из вузов — партнёров фонда «Сколково» не только в Москве, но уже в Томске и Санкт-Петербурге, а также студенты других учебных заведений. В конкурсе второго набора участвовали более двух тысяч человек из этих городов, из них на собеседование были приглашены лишь 250. Мы учитывали личные достижения претендентов, а также их умение находить решение логических задач, которые предлагали наши коллеги из пяти кластеров фонда «Сколково» (IT; Энергоэффективные технологии; Ядерные технологии; Биомедицинские технологии; Космические технологии и коммуникации). Уделяли большое внимание знанию английского языка, а также креативности будущих студентов. Почему креативность? Просто не все лучшие и талантливые ребята откликаются на такие призывы, они могут быть интровертами, но ОтУС — это, с одной стороны, научные знания, с другой — умение общаться, работать в команде. Креативность мы выявляли таким способом: просили выложить на YouTube двухминутный видеоролик: «Почему я хочу учиться в ОтУС?» Оценивали его эксперты не только по тому, какое количество «лайков» (положительных отзывов) удалось набрать претендентам, но и по убедительности мотивации. Например, один студент из Томска запечатлел «цепочку ДНК», выложенную живыми людьми — его однокурсниками, которые согласились посодействовать в съёмке оригинального сюжета. Из 250 человек, приглашённых на собеседование, мы отобрали лишь 140. Таким образом, в настоящее время в ОтУС обучаются 220 человек — 80 из первого набора и 140 из второго.

Наши студенты посещают занятия в своих основных вузах, а по вечерам и в выходные дни приходят на дополнительные занятия в ОтУС.

— Не тяжело ли учиться в таком режиме? А какова нагрузка у тьюторов, как они справляются?

— Мы расширяем деятельность, поэтому приходится работать без выходных и много. Когда я пишу письма в два часа ночи, думая, что ответят утром, коллеги откликаются сразу. Спрашиваю: «Что не спите?». Мне отвечают: «А вы?»

Что касается студентов, для них не обязательна вся программа — каждый выбирает то, что именно ему интересно. Они могут ходить на занятия, например, лишь два раза в неделю. У них нет ни зачётов, ни экзаменов. Есть лишь задания по итогам курсов — мы ориентированы на результат. Это может быть любое проявление активности — выдвинуть свою идею, написать статью, например для Википедии, организовать мероприятие и даже создать компанию. Если студент никак не проявился и его не влечёт такая жизнь — он «отсеивается». Из первого набора (110 человек) не смогли продолжить обучение 30 человек. Если ребята понимают, что они готовы включаться в обучение только как свободные слушатели, мы предоставляем такую возможность — практически более половины программ открыто для свободного посещения.

— Как вы ищете преподавателей?

— У нас нет в штате преподавателей, мы приглашаем известных учёных и предпринимателей из различных учреждений, будь то Империал колледж в Лондоне или Университет штата Нью-Йорк. Ориентируемся на мнение самих студентов, членов недавно сформированного экспертного совета, который возглавляет Олег Игоревич Генисаретский, наших коллег по фонду и партнёров.

Есть компании-партнёры, например Microsoft, с которыми мы активно взаимодействуем. Когда в Россию приезжают известные учёные, их приглашают в ОтУС — прочитать лекцию.

Кроме того, мы отправляем студентов в специализированные летние школы, например по компьютерному зрению или по программированию. Организаторы дают нам квоту, и мы посылаем туда ребят, интересующихся этой тематикой.

Вместе с тем мы не стремимся навязывать студентам какое-либо мнение, учим их мыслить независимо. Лекторы не всегда излагают общепринятые взгляды на проблему. Студенты должны сами понять, какие точки зрения существуют, и сделать выводы. Мы не говорим им, что правильно, а что нет. Даже если человек неоднозначный, пусть студенты сами решают, сравнивают. Иногда возникают вопросы: «Почему вы допустили читать лекцию такого-то человека?» Мы отвечаем: «У него есть своя научная школа, своё мнение, и он где-то признан. Пусть студенты послушают и сделают выводы. Либо поверят в его идеи, либо отнесутся критически».

— Какие ориентиры существуют для вас в мировой практике?

— Для меня такой пример — Коллеж де Франс в Париже, который был создан ещё в XV веке. Основная традиция этого учебного заведения поддерживается на протяжении веков. Профессор может читать любой курс, который считает важным, а студенты, при желании, могут посещать его на бесплатной основе. Научный уровень там высок, среди слушателей — доктора наук, аспиранты. Когда-то там читал лекции знаменитый Мишель Фуко, сегодня — известный математик Дон Загир (кстати, он читал лекцию и в нашем университете). Дипломов об окончании Коллеж де Франс не выдаёт, всё строится на самомотивации. Наш второй ориентир — Singularity University в Кремние-вой долине.

— Удалось ли вам достичь за этот короткий промежуток времени видимых результатов?

— Конечно, мы ориентированы прежде всего на результат, поэтому обучение строится по трём направлениям: предпринимательство, новейшие достижения науки и технологий и формирование глобального видения. Шесть проектов наших студентов получили статус резидентов фонда «Сколково». Причём один из них выкристаллизовался из стажировки в Singularity University.

— А как ребята получили возможность стажироваться в Singularity University?

— Следует отметить, что ОтУС и Singulari-ty University имеют много общего. Прежде всего, это некоммерческие организации, не имеющие юридического статуса учебного заведения. Singularity University был создан в 2008 году Питером Диамандисом, основателем и председателем X PRIZE Foundation и International Space University (ISU), и Рэймондом Курцвейлом, футурологом, автором книги «The Singularity is Near», а также такими крупными корпорациями, как Google и Autodesk.

Два-три раза в год в Исследовательском парке NASA они проводят семидневные программы для уже состоявшихся предпринимателей. Среди слушателей есть люди, которые прошли довольно серьёзный путь в бизнесе. Они посещают семинар, чтобы понять, в каком направлении развиваются технологии и куда выгодно инвестировать средства. В течение семи дней они слушают лекции о технологиях будущего в биологии, медицине, IT, космических достижениях, нанотехнологиях и т.д. Их водят на экскурсии по лабораториям и бизнес-центрам Кремниевой долины, знакомят с венчурными предпринимателями и инвесторами. Я был на такой программе, и, надо сказать, она очень интенсивна.

То мероприятие, на которое были приглашены наши студенты, проводят раз в год, летом. В прошлом году, например, было 80 участников из 35 стран мира. Обучение стоит 25 тысяч долларов за 10 недель. При этом было подано более 2000 заявок. Претенденты представляли свой проект, и, если устроители мероприятия считали его интересным и заслуживающим внимания, они помогали найти спонсоров, стипендии и т.д.

***

Я и не подозревала, что спустя всего несколько недель сама смогу поучаствовать в совместной программе Открытого университета Сколково и Singularity University, понаблюдать и, может быть даже, если озарит, придумать свой собственный проект. Преподаватели из Кремниевой долины приехали в Россию, чтобы провести, так сказать, первые «сингулярные учения» среди студентов ОтУС, сотрудников, партнёров и компаний — резидентов фонда «Сколково». «Революция быстроразвивающихся технологий. Прогноз на будущее» — таково название четырёхдневной интенсивной программы. Открывая программу, Андрей Егоров выразил надежду, что она будет полезна студентам ОтУС для дальнейшего развития и успешной самореализации, и отметил: чтобы это мероприятие наконец-то состоялось, ушло более полутора лет организационных усилий.

Глобальный посол Singularity University, бывший вице-президент компании Yahoo и руководитель Brickhouse — внутренней «фабрики идей» Yahoo Салим Исмаил рассказал участникам об основных технологических прорывах последнего столетия. «То, что ещё год назад стоило дорого, стремительно дешевеет, — сказал он. — Вычислительные мощности резко возрастают. Ещё недавно 3D-принтеры стоили сотни тысяч долларов, теперь их цена (две тысячи долларов) не кажется заоблачной. С их помощью можно воспроизвести 93% вещей, даже инструменты, гаечный ключ например. Эти вещи можно делать из любого материала: скажем, из титана. Год назад удалось «распечатать» на таком принтере скрипку Страдивари, которая даже издавала звуки, и тогда это было сенсацией, а сегодня этим никого уже не удивить». Технологические достижения за последние сто с небольшим лет, с 1900 по 2012 год, демонстрируют резкий экспоненциальный рост. И с этим нельзя не считаться, это надо учитывать. В условиях такого роста всё создаётся и разрушается крайне быстро. По словам Салима Исмаила, в обществе резко возросла «скорость метаболизма»: как только вы укоренитесь в какой-либо области, начинается экспоненциальный рост. Ещё недавно сотовые аппараты были редко-стью, звонок стоил дорого. Сегодня рынок мобильной связи растёт на 100% в год и стремительно дешевеет. Вот другой пример: беспилотный самолёт-робот «Дрон» — сложное устройство, в основном военного назначения, каждые 10 месяцев становится вдвое производительнее и вдвое дешевле. Это позволяет использовать его и в мирных целях, например для доставки почты в труднодоступные районы.

Роб Нэйл, генеральный директор Singularity University, в прошлом соучредитель компании Velocity11 по производству средств автоматизации и роботизированного оборудования для исследований в области рака и создания препаратов, рассказывая о прорывных технологиях в роботехнике, вместе с тем отметил, что от начала появления первых компьютеров до 2003 года было создано 5 млрд Гбит информации. В 2010 году такое количество информации можно было создавать «всего» за два дня, а в 2013-м, по прогнозам, — за 15 минут! Но, получив огромное количество информации, мы до сих пор так и не знаем, как работают нейроны, которых в нашем организме более 100 миллиардов. «Прочитан» геном человека, но эти данные пока сложны для обработки и осмысления. Фирма Illumina создала доступный по стоимости секвенатор для анализа ДНК HiSeq2000, который может расшифровать два полных генома человека всего за 5 дней. В Китае закупили 150 таких секвенаторов, их совокупная производительная мощность такова, что они способны воспроизводить мировой банк ДНК каждые 15 минут.

Меняются технологии, меняется и отношение к ним. Известно, что Наполеону III подавали алюминиевые столовые приборы (в те времена это считалось особой роскошью), а подчинённым — более «дешёвые» золотые. Современные технологии производства оттеснили изделия из алюминия в категорию «посуды бедняка». История фотографии учит нас, например, что смена «серебряной» плёночной технологии на цифровую оттеснила её, а то количество изображений, которое заполнило наши компьютеры, делает и само фотоискусство жёсткой конкурентной средой.

В 1997 году компьютер «Дип Блю» фирмы IBM обыграл чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. Это событие показало миру, что создатели искусственного интеллекта достигли серьёзных технологических вершин. С тех пор данная область стремительно развивается. «Мы можем даже не догадываться, что в той или иной системе, которой мы пользуемся, применяется искусственный интеллект», — рассказывает слушателям Нил Якобштейн, заведующий кафедрой искусственного интеллекта и роботехники в Singularity University. Многим интернет-компаниям искусственный интеллект позволяет следить за потребностями своих клиентов. Считается, что самые передовые разработки в этой области — у крупнейшего книжного магазина Amazon. Искусственный интеллект помогает предсказывать и принимать решения. Особенно успешна одна из разработок фирмы Google — Kaggle. Системой Kaggle пользуются многие учёные во всём мире — в таких областях, как информатика, статистика, экономика и математика. Она помогает делать прогнозы в спорте, медицине, оказывает консультативные услуги таким организациям, как НАСА и Википедия. Интерфейсы различных сложных устройств оснащены искусственным интеллектом с использованием сенсоров: среди них и двигатели самолётов, и системы охраны зданий, и даже устройства для поиска месторождений нефти. Искусственный интеллект используют в компьютерных играх. За разработку одной из них, ClimatChange, BBC вместе с Оксфордским университетом получила престижную премию, поскольку эта система оказалась ценной для проведения многофакторных расчётов.

Брэд Темплтон, сопредседатель Singularity University по направлению «Компьютеры и сети», рассказывал об основных тенденциях развития социальных сетей и интернета. Колоссальный опыт инженера программного обеспечения и предпринимателя позволяет видеть ему все положительные и отрицательные стороны эволюции в этих областях. Следует сказать, что Брэд Темплтон был основателем первой в истории компании, ClariNet Communication, вся бизнес-модель которой целиком строилась на работе в рамках сети интернет. Он — многогранная личность, автор 12 комплексных программных обеспечений, создатель самого первого, до сих пор действующего блога в сети интернет, фотограф.

Обзор прорывных направлений в нанотехнологиях сделал Рэймонд МакКолей, сопредседатель Singularity University по направлению «Биотехнология и биоинформатика». Особый интерес, очевидно связанный с тем, что всех нас, независимо от наших научных интересов, волнуют вопросы здоровья, вызвала лекция Дэниэла Крафта, куратора программы FutureMed в Singularity University. Каких успехов достигла современная медицина, используя новейшие научные достижения? Дэниэл Крафт проиллюстрировал это на конкретных примерах. Весь мир облетела весть о четырёхлетнем мальчике Николасе Уолкере, который перенёс более 400 операций на кишечнике. Врачи не могли поставить диагноз, поэтому нельзя было подобрать и способ лечения. Лишь недавно, тщательно проанализировав его ДНК, медики обнаружили редкую мутацию, врождённый рак. Только поняв, с чем именно им приходится иметь дело, они сумели найти способ лечения, значительно облегчив состояние ребёнка. Другой пример — Клэр Ломас, женщина, которая после аварии была полностью парализована ниже линии груди. Используя компьютеризированный экзоскелет ReWalk, она прошла знаменитый Лондонский марафон. Такие факты вселяют надежду. Дэниэл Крафт рассказывал о компьютеризированных модульных устройствах — приложениях к IPhone и IPad, которые получают всё большее распространение в мире медицины (до 72% врачей в США пользуются такими устройствами). С их помощью можно выявить ВИЧ, измерить уровень глюкозы в крови, снять кардиограмму, проконтролировать дыхание при астме. Среди этих устройств — миниатюрный ультразвуковой анализатор, прибор для диагностики меланомы и даже фонендоскоп. Крафт отметил также, что значительные успехи достигнуты в диагностической визуализации — можно получать достаточно точные, высокого разрешения изображения коронарной артерии, прямой кишки, сердца, лёгких. Имиджинг в диагностике достиг таких возможностей, что можно даже просканировать боль. Ведутся перспективные разработки (фирма Organovo) по использованию 3D-принтеров в воссоздании искусственных органов из стволовых клеток. Создаются компьютерные системы, пока осторожно называемые «помощником врача», которые ставят диагноз и назначают лечение. Расширяются возможности телемедицины, врачебных онлайн-консультаций, всё большую популярность приобретает «виртуальный визит к врачу». Появляются такие системы и в России.

Вместе с тем Дэниэл Крафт видит медицину будущего в большей мере превентивной. «Ресурсы, время и энергию нужно тратить на профилактику. Медицина будущего должна удовлетворять правилу четырёх «P» — predictive, precautionary, personification, participatory (предиктивность, превентивность, персонификация и взаимодействие)», — считает он.

Вице-президент по стратегии и развитию новых компаний Габриэл Балдиннучи рассказал о междисциплинарном подходе в создании коммерчески успешных проектов на базе новейших технологий.

***

Какую пользу от участия в программе извлекли студенты?

Екатерина Якушина, аспирантка Сибирского государственного медицинского университета, студентка Томского отделения ОтУС:

— Я руковожу проектом, представленным в биомедкластере фонда «Сколково», в котором задействованы кафедра патофизиологии СибГМУ и НОЦ «Молекулярная медицина». На базе НОЦ будет проводиться исследовательская часть работы, необходимая для поиска диагностических маркеров онкологических заболеваний. Идея этого проекта возникла благодаря моему научному руководителю — профессору СибГМУ, доктору медицинских наук Анастасии Павловне Зиме. Представители Singularity University рассказывали нам о биотехнологиях, биоинформатике, об искуственном интеллекте, и я отметила для себя некоторые важные моменты, которые следует учесть в работе.

Артём Осипов, аспирант Петербургского государственного университета путей сообщений, студент Санкт-Петербургского отделения ОтУС:

— Тема моей диссертации — «Повышение гидродинамических качеств гидропередачи локомотива». За этими словами стоит возможность улучшить некоторые показатели: преемственность при трогании с места, при переключении передачи и ряд других характеристик, что в конечном итоге позволит сберечь энергию, увеличить срок эксплуатации локомотива и размер состава в целом. Я участвую в проектах одной российской компании в Екатеринбурге, которая занимается производством локомотивов и является резидентом фонда «Сколково». Один проект мы уже почти реализовали, остались нюансы. В новом проекте будут использованы и мои результаты. Совместная программа с Singularity University позволила мне более широко посмотреть на опыт решения задач с использованием междисциплинарных подходов, понять, как можно соединить науку и практику. Это совсем другой уровень.

Анна Старикова, выпускница Московского института стали и сплавов, окончила аспирантуру; студентка Московского отделения ОтУС:

— Я не планирую в дальнейшем работать по инженерной тематике или заниматься предпринимательской деятельностью. Меня привлекают вопросы управления в области науки и технологий. Я — менеджер курса ОтУС по форсайтному мышлению (foresight в переводе с английского «взгляд в будущее». — Прим. ред.). Лекции, которые нам прочитали, дают лишь общее видение, недостаточно глубокое. Их можно назвать научно-популярными, и как обзор существующих прорывных технологий в разных областях науки и технологий они полезны. Некоторые вещи были для меня новыми, хотя хотелось бы немножко другого формата этих лекций. Они получились общего характера, отсутствовала прогностическая составляющая.

Вот такой спектр мнений, но, несомненно, каждый из участников программы во всём многообразии информации нашёл что-то нужное именно ему.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Проблемы образования»

Детальное описание иллюстрации

Зефир, 20 макарон «спагетти», метр скотча, небольшой кусочек верёвки и ножницы — используя эти предметы, нужно построить устойчивую конструкцию максимальной высоты. Участники программы Singularity University, разбившись на команды по шесть человек, ищут решение этой пространственной головоломки.
Участники совместной программы ОтУС и Singularity University «играют» в создание высокотехнологичных проектов, способных улучшить жизнь людей. Учесть нужно всё: разработать концепцию, сформулировать техзадание, спрогнозировать риски, а времени — всего 40 минут.