В отличие от Завиет-эль-Ариана, пирамиду Джедефра в Абу-Роаше строили на самой высокой точке северного плато. Как следствие, она получила дополнительную защиту от грунтовых вод и одновременно уменьшилась в размерах, ибо доставка камня и других строительных ресурсов затруднялась. Неудобное расположение строящейся пирамиды не позволило вовремя завершить строительство её компонентов, включая заупокойный храм.
Возвращение Хафра
Длительное царствование Джедефра сказалось, в свою очередь, на строительной программе младшего сына Хуфу — Хафра (2558—2532 гг. до н. э.). К восшествию на престол ему было далеко за тридцать, и поэтому он абсолютно не имел времени на строительные эксперименты. Хафра вернулся в Гизу, где постарался максимально снизить затраты на строительство своей пирамиды. Так, по сравнению с пирамидой Хуфу, была заметно упрощена структура внутренних помещений. При проектировании погребальной камеры Хафра отказался от технологий ступенчатого свода и разгрузочных камер, необходимых при сооружении камеры с плоским потолком. Крыша единственной погребальной камеры была выложена из массивных плит на уровне основания пирамиды в виде перевёрнутой римской цифры (V). Чтобы обеспечить значительную высоту постройки, её возвели под более крутым углом, а длину основания граней сократили на пять метров.
Одновременно мастера Хафра могли использовать коммуникационную систему, созданную при его отце, например дорогу восхождения заупокойного комплекса Хуфу. Из сообщения Геродота, посетившего Египет в V в. до н. э., явствует, что дорога, соединявшая Нил с пирамидой, изначально была построена для транспортировки каменных блоков с восточного берега, а позже стала выполнять культовые функции. Если мы сравним её с дорогой, построенной во время сооружения пирамидного комплекса Хафра, то последняя явно уступала ей по размерам (почти в два раза по длине и в три — по ширине). Более того, ещё при Хуфу на краю восточного плато был основан порт, способный принимать большие партии грузов. Скорее всего, этот порт строители также использовали при возведении пирамидного комплекса Хафра, а затем и его сына Менкаура.
Можно предположить, что долинный храм Хуфу мешал ходу строительных работ и мастера фараона Хафра могли перенести его на другое место. Считается, что долинный храм Хуфу располагался у подножия плато, на месте нынешней деревушки Назлет-эль-Самман: там в 1990 году директор Высшего совета по древностям Египта Захи Хавасс обнаружил базальтовые плиты его фундамента, часть мощёной дороги и фрагменты стены из сырцового кирпича. Как полагают археологи, храм был разрушен ещё в древности. Однако так ли это?
В 1936 году египетский археолог Селим Хасан обнаружил с северной стороны сфинкса замечательную стелу, сооружённую во исполнение обета, данного царём Аменхотепом II (1428—1397 гг. до н. э.). В пору своей юности принц упражнялся в стрельбе из лука, объезжал лошадей и
обучался езде на колесницах в окрестностях Мемфиса. Однажды он остановился вблизи статуи сфинкса, чтобы полюбоваться поразившим его видом величественных усыпальниц Хуфу и Хафра. Как повествует текст стелы, принц пожелал увековечить имена этих царей. После восшествия на престол Аменхотеп II соорудил рядом со сфинксом небольшой храм, куда и была помещена известняковая стела. Любопытно, что эта ситуация повторилась с Тутмосом IV, сыном Аменхотепа II. Юный принц также охотился вблизи Мемфиса, уснул рядом со сфинксом и во сне получил от него необычное откровение. Сфинкс просил позаботиться о нём. После восшествия на престол Тутмос IV полностью расчистил от песка фигуру гиганта, провёл первую его реставрацию и посвятил сфинксу знаменитую «Стелу сна», в которой и описал случившееся. Можно смело утверждать, что территория рядом со сфинксом в эпоху Нового царства (1582—1069 гг. до н. э.) стала местом отправления культа царей Хуфу и Хафра. Возникает справедливый вопрос, не связан ли этот культ с двумя храмами, которые были расположены перед сфинксом? Возможно, Хафра переместил долинный храм отца на территорию, примыкающую к величественной скульптуре. То есть «храм сфинкса» действительно был выстроен позже долинного храма Хафра, так как это и есть перемещённый долинный храм пирамидного комплекса Хуфу.