При этом смысловая наполненность произведений Рёйсдала не исчерпывается «внешним» впечатлением от картины. Работы этого художника почти всегда содержат символический подтекст, легко понятный голландцам того времени. Так, часто встречающееся у Рёйсдала сопоставление живого и мёртвого дерева восходит к известной книге эмблем Рёмера Висхера (1614), где обозначает трудность жизненного выбора, опасность вступления на неправильный путь. Этот же мотив можно рассматривать и как аллегорию жизни и смерти. Тонкая берёзка символизирует молодость, кряжистый дуб — расцвет, а упавший в воду ствол бука — умирание. Таким образом, природа показана как изменяющееся и обновляющееся в непрерывном процессе жизни целое, и данному процессу художник придаёт несомненную поэтическую окраску. Это выражено и в мажорной колористической гамме, основанной на красивом сочетании зеленовато-коричневых оттенков первого плана с голубым и белым цветами неба, и в тонкой передаче солнечного света, несмотря на густую листву проникающего в каждый уголок лесной чащи, и в чарующем мотиве деревьев, отражающихся в зеркале воды.
В XVII—XIX веках творчество Рафаэля и Пуссена стало непререкаемым образцом для мастеров академических школ Европы. В «Кратком руководстве к познанию Рисования и Живописи…» (1793), изданном педагогом Санкт-Петербургской академии художеств Ф. И. Урвановым, было сказано: «Картина ландшафтного художника должна представлять лучшее летнее (курсив мой. — М. К.) время». «Райский» отблеск рафаэлевских и пуссеновских пейзажей вновь и вновь ложился на полотна академиков.
Рёйсдал также оказал огромное влияние на развитие пейзажной живописи последующих эпох. Его проникновенному реализму, глубокой философской и поэтической трактовке образов природы учились Джон Констебл, немецкие романтики XIX века и художники барбизонской школы. Идеал и реальность продолжали идти рядом…
Комментарии к статье
* Либетра — город в греческой области Фессалия, близ которого находился источник, посвящённый музам. Отсюда одно из названий этих богинь — Либетриды.