Воздушные массы под замкo´м

Татьяна Зимина.

Дым от лесных пожаров, охвативших территорию европейской части России во время аномальной жары, распространялся на сотни километров.

Безумную жару лета 2010 года продолжают обсуждать не только обыватели, но и метеорологи и климатологи. Ведь её последствия придётся «вкушать» ещё долго. Погибли тысячи гектаров леса, сгорели целые деревни и посёлки, умерли и продолжают болеть люди.

Специалисты-метеорологи из Росгидромета и Российской академии наук в конце октября ушедшего года собрались, чтобы рассмотреть возможные причины бесконечно долгой температурной аномалии и жесточайшей засухи, установившейся в июле—августе 2010 года на территории Евразии. Только обозначив наиболее вероятные процессы, ответственные за природный катаклизм, есть надежда нащупать ниточку, потянув за которую, возможно, удастся прогнозировать волны тепла и холода.

Основным виновником жары и засухи минувшего лета был назван мощный высокий (более 16 км) блокирующий антициклон, что само по себе не новость. Главная загадка — почему этот блокирующий антициклон застоялся над европейской территорией России более 50 суток — такая длинная жизнь неподвижного мощного антициклона зарегистрирована впервые. Обычно подобное вихревое движение воздуха имеет время жизни от пяти до семи суток, после чего оно ослабевает и разрушается, и в средней атмосфере восстанавливается характерный для умеренных широт западно-восточный перенос.

Рассмотрев основные атмосферные процессы, имевшие место ушедшим летом, ведущие метеорологи страны пришли к выводу, что необычно длинной жизнью антициклон обязан роковому стечению сразу нескольких обстоятельств: нехарактерным для атмосферы процессам передачи энергии от волн синоптического масштаба* длинным (до 10 000 км) волнам, образованию очагов положительных аномалий температуры поверхности в районах Гольфстрима, Лабрадорского течения и в Арктическом бассейне и явлению Ла-Нинья — охлаждению поверхности экваториальных вод в Тихом океане. Большую роль в блокировании антициклона отвели переносу жаркого, сухого воздуха из Средней Азии и Сахары. Численные эксперименты показали, что на усиление (увеличение продолжительности жизни) уже сформировавшегося антициклона могла повлиять почвенная засуха в сопредельных районах.

А как же глобальное потепление климата? Ведь именно с ним африканская жара этого лета связывается в умах людей. Его долю в температурных аномалиях лета 2010 года специалисты оценили как небольшую — не более 20%. Метеорологи поясняют, что влияние глобального потепления сводится в основном к тому, что температура в высоких широтах (ближе к полюсам) растёт быстрее, чем в низких. То есть уменьшается разница температур между экватором и полюсом, что в свою очередь приводит к ослаблению зонального (западно-восточного) переноса воздушных масс и учащению меридиональных процессов. Летом 2010 года меридиональная циркуляция дополнительно была усилена явлением Ла-Нинья.

Что же касается прогнозов подобных погодных явлений, то специалисты признали, что современная метеорологическая наука может предсказывать эволюцию циклонов и антициклонов не далее чем на пять-семь суток. Причём прогнозировать возникновение того же блокирующего антициклона можно более успешно, чем его сохранение. То есть сколько времени «провисит» антициклон, не пропускающий другие воздушные массы на занятую собой территорию, пока наука ответить не в состоянии. Учёные говорят о необходимости тщательного изучения физики явления — его формирования и эволюции, а значит, впереди новые научные исследования. Причём трудиться над этим вопросом будут и Академия наук, и Росгидромет, и вузы, и даже Академия сельхознаук.

Комментарии к статье

* Синоптический масштаб в атмосфере соответствует системам движения, имеющим горизонтальные размеры порядка 103 км и характерное время существования — несколько суток.

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»

Детальное описание иллюстрации

Дым от лесных пожаров, охвативших территорию европейской части России во время аномальной жары, распространялся на сотни километров. Фото сделано со спутника НАСА 4 августа 2010 года с помощью спектрорадиометра MODIS (Moderate Resolution Imaging Spectroradiometer - http://en.wikipedia.org/wiki/en:Moderate-Resolution_Imaging_Spectroradiometer).
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее