Свиристели

В. КОЛБИН. Фото автора.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Эти истребители рябины появляются в городах и посёлках как-то вдруг. Опадают последние листья, гнутся под тяжестью спелых гроздьев ветки рябин, пересвистываются снегири, неспешно выуживая из ягод семена, «чакают» дрозды-рябинники, также знающие толк в багряных плодах, а рябине всё нипочём — кажется, что тронутые морозом кисти так и будут алеть всю зиму. Но вот однажды знакомая рябина разом становится голым деревом, и только пустые гроздья напоминают о совсем недавнем пунцовом изобилии. Виновники же вселенского опустошения переваривают недавнюю трапезу, облепив коричневыми хлопьями крону соседнего дерева, и переговариваются серебряными голосами — «свирьрьрь...». Свиристели — так зовут этих птиц. Осенью и зимой стаи свиристелей появляются неизвестно откуда и начинают «прочёсывать» города, посёлки и деревни в поисках ягод. Они сметают всё — иргу, мелкие яблоки, боярышник, черемуху, не брезгуют даже берёзовыми почками.

На красновато-коричневом оперении свиристелей выделяются жёлтые и белые сегменты на крыльях и жёлтая кайма на хвосте. Довольно красочный облик этой птицы довершают солидный хохол на голове и рыжее подхвостье. Самцы и самки внешне сходны.

С наступлением весны стаи свиристелей исчезают из людских поселений и растворяются в бескрайней северной тайге. В это время птицы разбиваются на пары, строят гнёзда, преимущественно на хвойных деревьях, из травы, лишайников, мха, выстилая лоток шерстью, перьями, кедровой хвоей. В кладке чаще всего 4—5 голубоватых яиц с бурыми или чёрными пятнами. Насиживает самка, самец её кормит. В это время свиристели питаются насекомыми и разнообразной растительной пищей. Птенцов выкармливают оба родителя.

Свиристели остаются малоизученными птицами, многое в их биологии ещё неизвестно. В тайге они встречаются редко. Приходится только поражаться — как эти, казалось бы, немногочисленные таёжные птицы вдруг осенью находят друг друга и собираются в такие крупные стаи?

На Дальнем Востоке России живёт ещё один вид свиристелей — свиристель амурский, или японский. Последнее название не оправдано — весь гнездовой ареал птицы находится в пределах России — она наш эндемик. Внешне амурский свиристель мало отличается от обыкновенного. Может быть, даже более красив — жёлтый цвет пятнышек на кончиках рулевых перьев и на крыльях у него заменён красным, и сами крылья голубые. В годы работы в Комсомольском заповеднике Хабаровского края мне нередко приходилось видеть смешанные стайки обыкновенного и амурского свиристелей — это красочное зрелище.

Амурский свиристель ещё менее изучен, чем обыкновенный.