КРЫЛАТЫЕ ПЕРЕСМЕШНИКИ

В. КОЛБИН, старший научный сотрудник Вишерского заповедника. (Пермский край).

Варакушки. Красавец самец (вверху) и скромная самочка. Фото автора. Вишерский заповедник.

Вара кушка — одна из красивейших птиц Северной Евразии. В России она распространена очень широко — от оренбургских степей до лесотундр Заполярья. Непросто найти в нашей тайге другую птицу, столь ярко окрашенную и одновременно утончённо изящную. Самец щеголяет в манишке небесной голубизны, которая снизу обрамлена сначала бурой, а затем рыжей полосами. В середине манишки есть рыжее пятно. У варакушек западных подвидов это пятно белое. Самки также имеют цветастое ожерелье на груди, но окраска его бледная, с рыжими и голубоватыми пятнами. Рыжий цвет у варакушки присутствует на большей части крайних рулевых перьев. Средние рулевые и вершина хвоста — бурые. По этому признаку (рыжий хвост с бурой буквой Т) безошибочно узнаются и самцы, и самки, и даже крапчатые молодые варакушки.

Варакушка — ближайшая родственница соловья, она относится к тому же роду Luscinia. Как и настоящие соловьи, самцы варакушек многие элементы своих песен заимствуют у других птиц. Нередко услышишь такого пересмешника и не сразу сообразишь, что это в ивняке заливается варакушка. В причудливой песне можно услышать и трели камышовок, и голоса куликов, и сорочье стрекотание, и многое другое, вплоть до гитарных переборов. Но всегда в ней присутствует что-то вроде ивва-рак-рак.. .ва-рак. Вероятно, за это коленце замечательные голубогрудые птицы получили своё не совсем понятное русское имя. Нередко во время исполнения песни может совершаться токовый полёт.

Варакушки кормятся преимущественно на земле, там же устраивают гнёзда под укрытиями кустов и кочек. Они охотятся на самых разнообразных беспозвоночных животных. У птиц, живущих возле воды, в питании часто обнаруживаются мелкие моллюски. В горах Вишерского заповедника, где были сделаны приведённые снимки, варакушки селятся в горных редколесьях и тундрах с ивовыми или можжевельниковыми зарослями.

Летом 2007 года тесные контакты с варакушками произошли у меня в лесотундре между хребтами Молебный и Муравьиный. Сначала встретился великолепный, с грудкой небесной голубизны самец. Но он был осторожен и не подпустил меня ближе 20 метров — хороший кадр мелкой птицы с такого расстояния не сделаешь. Потом на глаза попалась самка, которая подлетала достаточно близко, но, как и положено самкам, красотой оперения не блистала. Голубой цвет на груди у самок проступает очень редко — только у «дам изрядного возраста». Самца же снять не удалось.

В конце концов пришлось махнуть рукой на эту пару и отправиться искать золотистых ржанок и лапландских подорожников. На обратном пути, изнемогая от мошек и слепней, я забрёл в островок низкорослых ёлок, которые каким-то чудом «прокрались» в тундру. Здесь сначала я буквально «нос к клюву» столкнулся с другой самкой варакушки, а следом явился и отец семейства, который, видимо, не воспринимал меня, ползающего в еловых зарослях, как человека. Я снял его буквально на расстоянии двух метров, в ореоле еловых веток, не выкручивая объектив на максимальное увеличение. Вскоре мне стала ясна причина некоторых странностей поведения этой пары — обнаружилось их гнездо с единственным птенцом. Это был кукушонок. Бедные птицы кормили злодея, погубившего их родных детей...