МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ЕЛИ ДИНОЗАВРОВ

В материалах рубрики использованы материалы следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft", "PM Magazin" и "VDI-Nachrichten" (Германия), "Зa m'interesse", "Recherche" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

Илл. 1. Реконструкция, выполненная китайскими палеонтологами.
Скелет репеномамуса гигантского.
До сих пор считалось, что самые крупные млекопитающие эры динозавров достигали размеров крысы и могли справиться разве что с ящерицей (рисунок чешского палеонтолога и художника Зденека Буриана).

До сих пор считалось, что в эпоху динозавров млекопитающие были совершенно незаметны ми для этих гигантов. Копошились где-то насекомоядные и растительноядные зверьки размером с мышь или в лучшем случае - с крысу. Вели преимущественно ночной образ жизни, чтобы не путаться под ногами у динозавров. И только после вымирания тяжеловесов началась бурная эволюция млекопитающих, приведшая к появлению более крупных форм, вплоть до слонов и китов (киты, частично избавленные от действия земной гравитации, много крупнее самых больших динозавров).

Однако две находки, сделанные китайскими палеонтологами на северо-востоке Китая, опровергают это представление. Здесь найдены скелеты двух довольно крупных примитивных млекопитающих, которые жили 128-139 миллионов лет назад, в раннем меловом периоде, во времена расцвета динозавров. Мало того, они питались динозаврами!

Находки отнесены к одному роду - репеномамус, что на ученой латыни означает "рептильное млекопитающее". Нижняя челюсть и косточки внутреннего уха у них, как у млекопитающих, а таз и задние конечности похожи на соответствующие части скелета рептилий. Одного, покрупнее (длина более метра), назвали "репеномамус гигантский", а другого, поменьше, - "репеномамус могучий". Впрочем, обоих можно считать и гигантскими, и могучими по сравнению с другими млекопитающими того времени: один - размером с большую собаку, другой - с барсука. В желудке "могучего" - чьи-то кости. Сначала палеонтологи решили, что это беременная самка с эмбрионом внутри. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что кости принадлежат детенышу пситтакозавра - динозавра с попугайным клювом (пситтакус - попугай на латыни).

Судя по длинным резцам и острым клыкам, оба репеномамуса были хищниками. Плоские коренные зубы, служащие для перемалывания растительной пищи, у них отсутствовали. Видимо, более крупный репеномамус гигантский был для небольших динозавров еще более страшным хищником, чем попавший в палеонтологическую летопись с полным желудком его не столь крупный родственник. Вес репеномамуса гигантского оценивают в 12-14 килограммов. Из наблюдений над современными хищными млекопитающими близкого размера известно, что подходящие для них объекты охоты весят примерно вдвое меньше самого хищника.

До сих пор ученые только подозревали, что во времена динозавров уже существовали довольно крупные млекопитающие, но находили лишь отдельные кости, по которым невозможно установить размеры всего животного.

В связи с новыми находками появилась уже гипотеза: не для того ли динозавры стали такими большими, а некоторые из них научились летать, чтобы избежать хищных млекопитающих?

Подписи к иллюстрациям

Илл. 1. Два репеномамуса поедают детеныша динозавра, за ними наблюдает, надеясь поживиться остатками, примитивная птица - археоптерикс. На заднем плане другие репеномамусы присматривают себе подходящую жертву.