Этим летом в подмосковном городе Жуковском на территории Летно-исследовательского института им. М. М. Громова прошел восьмой Международный авиационно-космический салон МАКС-2007. На бетонном поле аэродрома выстроились сотни самолетов, вертолетов, автожиров (автожир — это гибрид самолета и вертолета, у которого вместо крыла установлен свободно вращающийся несущий воздушный винт), дирижаблей и экранопланов.
Особенно разнообразна была экспозиция средств малой авиации. Хотя на фоне исполинских транспортных Илов и американского “Геркулеса” легкомоторная техника выглядела “мошкарой”, публика проявляла к ней живейший интерес. Кстати, на автомобильных выставках посетители тоже дольше задерживаются у легковых машин, чем у грузовиков и автобусов, оценивая транспортное средство с точки зрения его возможной покупки.
Купить сейчас можно и легкий самолет — цена ненамного выше, чем “лексуса” или “мерседеса”. Освоить профессию пилота также не проблема. Одно- и двухместные самолеты и автожиры позволяют энтузиастам успешно осваивать летное дело. Поэтому многие посетители выставки залезали в кабины экспонатов, примеривались к ручке и педалям управления.
Малая авиация предназначена не только для экстремального времяпрепровождения. Так, экраноплан ЭК-12П “Иволга” может догнать самый быстроходный катер браконьеров ил и нарушителей морской границы, а самолет “Фермер-2” за день способен обработать жидкими удобрениями или пестицидами до 1000 га полей. О некоторых других разработках, представленных в Жуковском, читайте в рубрике БНТИ.
Но салон не только красочная выставка. Это напряженные переговоры, это миллиардные контракты, это общение специалистов. Один из дней был посвящен авиационной науке. В его рамках с журналистами встретились руководители крупнейших государственных научных авиационных центров. Они рассказали, над чем работают их коллективы. Теперь наряду с выполнением задач, которые ставит перед авиационной наукой государство, у ученых появилась возможность выполнять заказы частных предприятий, в том числе зарубежных, накоплен опыт работы по коммерческим контрактам. В последнее время увеличилось и государственное финансирование. Однако важно грамотно и правильно этими средствами распорядиться.
Академик Е. Н. Каблов, генеральный директор ВИАМа, считает, что для этого в условиях острейшей конкуренции мировых авиационных держав на рынке как гражданской, так и военной техники всю государственную авиационную науку следует сосредоточить в единой структуре — Национальном авиационном научном центре. Предполагается, что в него войдут Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) им. Н. Е. Жуковского, Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ), Летно-исследовательский институт (ЛИИ) им. М. М. Громова, ГосНИИ авиационных систем, Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П. И. Баранова и Обнинское научно-производственное предприятие “Технология”.
У центра будет общий бюджет, и руководители входящих в него институтов смогут сами гибко распределять его, концентрируя материальные средства и кадры на “направлении главного удара”.
Инициатива Е. Н. Каблова почти сразу получила поддержку его коллег — ученых-авиаторов, а теперь с ней согласились и руководители государства.
ЭТИМ ЛЕТОМ В ЖУКОВСКОМ
Читайте в любое время
Оформить заказ
Другие статьи из рубрики «Выставки. Презентации. Ярмарки»
Экраноплан ЭК-12П летает на высоте от 0,3 до 0,8 м над поверхностью воды со скоростью 180 км/ч, на короткое время может “подскакивать” на высоту 3 м. Экипаж состоит из двух человек, а всего на борту могут находиться 14 человек. Запаса горючего (бензина АИ-95) хватает на 5 часов работы двух двигателей мощностью по 240 кВт (326 л. с.).
Созданный в Иркутске легкий многоцелевой автожир А002М взлетает и садится почти с нулевой горизонтальной скоростью. Он способен поднимать в воздух трех человек и двигаться на высоте 2,5 км со скоростью от 40 до 170 км/ч. Двигатель мощностью 155 кВт (210 л. с.) потребляет 28 л бензина АИ-95 на 100 км полета. Автожир отличается высокой безопасностью и может совершать посадку на неподготовленную площадку даже с остановившимся двигателем.
Корпус самолета “Фермер-2” выполнен из современных композиционных материалов, не боящихся коррозии. Под крылом расположена труба с форсунками, и геометрия профиля крыла такова, что сходящий воздушный поток направляется вниз, тем самым способствуя распылению жидкости. Двигатель мощностью 132 кВт (180 л. с.) позволяет поднимать на борту 280 кг жидких удобрений или средств защиты растений. Самолет хорошо показал себя на полях Красноярского края и Татарстана.
В Самаре строят самолеты-амфибии ЛА-8. Оснащенные двумя двигателями по 155 кВт (210 л. с.), они могут взлетать как с грунта, так и с воды, причем разбег по воде не превышает 250 м. На крейсерской скорости 220 км/ч “авиалодка” покрывает расстояние 1200 км.
Легкий двухместный самолет “Сигма-4” оригинального дизайна построили в подмосковном Жуковском. Его двигатель мощностью 73,5 кВт (100 л. с.) потребляет не более 8,9 л бензина АИ-95 на 100 км полета с крейсерской скоростью 170 км/ч. Для разбега ему нужна площадка длиной всего 80 м. Вместимости топливного бака хватает, чтобы покрыть расстояние 650 км.
Универсальный самолет ЧЕ-27 может стартовать как с суши, так и с воды с пилотом и тремя пассажирами на борту. Два двигателя мощностью по 72,4 кВт (98,5 л. с.) дают возможность пролететь со скоростью 170 км/ч расстояние 1000 км. На воде его разбег до взлета составляет 100 м, а на суше — 70 м.
Зарубежные экспонаты выделялись элегантным и изысканным внешним видом, иногда совершенно неожиданным. У легкого самолета, построенного в Великобритании, двигатель закреплен не традиционно внутри фюзеляжа или на крыле, а на хвосте, и это делает его облик необычным и запоминающимся.