Что можно увидеть на небе в первую декаду мая

Вот и почти прошла-пролетела весна, скоро уже лето. Чем же порадует нас ее последний месяц? Противостоянием Юпитера прямо в День Победы! Добро пожаловать на майское небо, приготовившее нам много интересного!

Звёздное небо Москвы 9 мая 2018 г. в 0 часов 0 минут, запад. Рак с рассеянными звёздными скоплениями М 44 (Ясли), М 67 и Церерой. Лев, Секстант, Гидра, Близнецы, Малый Лев и Рысь.
9 мая 2018 г., 0 часов 0 минут; область зенита, западная сторона. Большая Медведица, Гончие Псы, Волопас, Волосы Вероники; Малая Медведица и Дракон.
9 мая 2018 г., 0 часов 0 минут, юг. В гостях у звёздных Весов: Юпитер и шаровое скопление NGC 5897. Дева, Змееносец, Змея, Скорпион и Гидра.
4 мая 3 ч ночи, юго-восток — юг. Стрелец приглашает в гости: Луна, Сатурн, Марс, Веста и Плутон; звёздные скопления М 22, М 25 и М 75. Щит, Орёл, Змея, Змееносец, Козерог и Скорпион.
10 мая 2018 г. 21 ч, северо-запад. В гостях у звёздного Тельца Венера; Крабовидная Туманность (М 1), Гиады и Плеяды. Возничий, Близнецы, Орион и Персей.

Какой на этот раз выбрать день, точнее ночь, как не 9 мая? День великой Победы. Наше время – полночь, 0 часов 0 минут по московскому времени. Обратимся нынче на запад. Туда уходят созвездия, друг за другом опускаясь в мир невидимости. Там прячутся небесные светила. Следом за зимними созвездиями уплывают созвездия весенние. Едва появившись, направляется к горизонту Венера. От горизонта будем взбираться по западному меридиану. Наша цель – зенит! Если направление выбрано правильно, на вершине звёздного царства нас должна встретить длиннохвостая Большая Медведица...

Ползёт вдоль горизонта Гидра. Касается своим щупальцем небесного рака. Совсем низко едва мерцает звезда Аль Минлиар аль Шуя (Минк аль Шуя, 4,45m, K2). Такая хитрая замысловатая звезда. Отмечает положение Щупальца Гидры. А Рак, в свою очередь протягивает Гидре клешню. А в клешне у Рака рассеянное скопление NGC 2682, оно же М 67. Приветливо моргает рядом главная звезда Рака Акубенс. Белая звезда, α Рака, Cnc (4,3m, A5). Машет клешнями небесный Рак, прячутся в его владениях звёзды Аль Тарф, Зубанах, Азелус Аустралис и Азелус Бореалис. Между последними притаилось рассеянное скопление М 44 «Улей». На носу у Рака сидит Церера, самый большой астероид, астероид №1. Она постепенно перемещается в сторону Льва. Последуем её примеру и мы.

В Раке светит звезда Аль Тарф, а во Льве — Аль Терф. Машет небесный Лев своей огненной гривой. Переливаются звезды Альгенуби и Аль Минлеар аль Асад. Туда держит курс Церера. На пути к львиным звёздам нас должна встретить спиральная галактика NGC 2903.

На спине у Льва стоит Малый Лев. А дальше – наша старая знакомая, Большая Медведица.
Водрузилась Большая Медведица на спину Малому Льву. Всё наоборот! Выдержит ли Малый Лев большущую Большую Медведицу? Приподняла она свой длинный хвост и намеревается спускаться вниз. Ёмкость ковша: Мегрец δ (3,3m, A3), Фекда γ (2,4m, A0), Мерак β (2,3m, A1), Дубхе α (1,8m, F7). Ручка ковша: Алькаид η (1,9m, B3), Мицар ζ (2,2m, A2), Алиот ε (1,8m, A0). Как много белых звёзд спектрального класса A!

А на пути западного меридиана встретились Мицар с Алькором. Куда без них? Угловое расстояние между Мицаром и Алькором близко к 12 минутам дуги, что немногим больше трети лунного диска. В реальном пространстве расстояние между Мицаром и Алькором близко к 2,5 миллиардам километров. В самый небольшой телескоп легко заметить, что Мицар состоит из двух звёзд. Впервые обнаружил это современник Галилея Риччоли. Обе компоненты — Мицар А и Мицар B — белые горячие гиганты. Обращаются они вокруг общего центра масс с периодом порядка двадцати тысяч лет. Что было 20 тыс. лет назад на Земле? Может, древняя Атлантида? С помощью спектрального анализа удалось установить, что Мицар А, в свою очередь, состоит из двух почти совсем соприкасающихся звёзд. Период обращения этой системы равен всего двадцати с половиной суткам. Настоящий «космический вальс». Удивительное многообразие масштабов!

Сопровождают Большую Медведицу с двух сторон Гончие Псы и Малая Медведица. За Гончими Псами развеваются Волосы Вероники. Между двух Медведиц петляет звёздный Дракон, тело которого отмечает звезда Тубан.

В Гончих Псах расположилась интересная спиральная галактика NGC 5294, М 51, Водоворот. Тип Sc, 8,4m, 11′×8′. Скорость удаления 565 км/с. «Единственный мой вклад в него (кабинет – прим. редактора) — большая, почти плакат, фотография спиральной галактики М 51, смахивающей на растрёпанный знак вопроса, — находим в романе Владимира Фёдоровича Тендрякова «Покушение на миражи». — Фотографию эту подарил мне автор, один американский астроном из Паломарской обсерватории. Вместе с ним я пытался объяснить, почему закрученность галактик не размазывается, когда должна бы, казалось».

Хвост Большой Медведицы указывает на красноватый Арктур, самую главную звезду созвездия Волопаса. Вершину небесного парашютика, голову и плечи Волопаса, отмечают звёзды Алькалуропс, Неккар и Сегинус. Высоко забрались музыкальные интервалы Волопаса – Азеллусы: Примус, Секундус и Терциус. Очень высоко! Играют они настоящую музыку небесных сфер. Выше них только Мицар с Алькором. Между музыкальными интервалами и головой Волопаса светится звезда Мерга.

Но это ещё не всё. На угол созвездия Волопаса взобралась и не падает спиральная галактика Большой Медведицы, NGC 5457. Она же М 101, Вертушка. Тип Sc, 7,7m, 27′. Почти как Луна, только не такая яркая. Такого же типа, как и М 51. Скорость удаления 388 км/с. Один небольшой шаг, и мы в точке зенита. Но зенит нынче не в медвежьей власти. Перешёл зенит в созвездие Дракона. Настала эра Дракона. Надолго ли?

Настало время перейти к планетам. С кого начать? Конечно, с Юпитера! Могущественного и величественного царя планет со свитой своих многочисленных спутников. Главные, безусловно, галилеевы. Удалось захватить гиганту ночное пространство. Полноценная великолепная ночная видимость. Уже можно констатировать, что во время полуночи Юпитер кульминирует на юге на высоте 17°. А может, даже и 18°. Насколько хватит возможностей. Не так легко взбираться над горизонтом, находясь в домике созвездия Весов. После южной кульминации он постепенно опускается и за час до восхода Солнца уже должен скрыться за горизонтом. Не попытать ли счастья на вечернем небе? Чуть попозже.

Кульминация в районе полуночи просто так не случается. Поблизости должно быть противостояние. Так оно есть Противостояние намечено на 9 мая, день Победы, в 3 часа 40 минут по московскому времени. Блеск планеты в это момент составит −2,52m. А на протяжении декады блеск Юпитера растёт от −2,50m до −2,52m, потом начнёт спадать, но это уже в следующей декаде. Видимый диаметр на протяжении всей декады держится на уровне 45″.

Движение Юпитера попятное, навстречу «южной клешне» созвездия Весов, α Весов (Lyb), Зубен эль Генуби (2,8m, A3). Расположился он как раз посередине между «северной клешнёй», β Весов, Зубен эль Шемали (2,6m, B3) и звездой Брачиум, γ Lyb (3,3m, M3/M4). С другой стороны, Юпитер располагается в вершине равнобедренного треугольника, боковые стороны которого ведут к «северной клешне» и шаровому скоплению NGC 5897. Весы не Стрелец, и даже не Скорпион. Не так много там достопримечательностей. Но 5897 внимания заслуживает. Скопление интересное.

Под Брачиумом достаточно низко над горизонтом в созвездии Центавра обитает астероид Эвномия, астероид №15. Стоит ли обращать на него внимание? Два градуса над горизонтом. С начала мая блеск его падает от 9,81m. Всё тусклее и тусклее...

Марс перемещается по Стрельцу прямым движением в сторону созвездия Козерога скопления М 75. Не хватает 2°. С каждым днём Марс удаляется от своего компаньона Сатурна. Утренняя видимость и постепенное смещение в сторону ночи. Два часа до восхода Солнца, от юго-востока к югу. Пять градусов над горизонтом. Блеск достаточно приличный. Хорошо различается красноватая окраска. С начала месяца блеск, видимый диаметр и фаза растут от −0,37m , 11″ и 0,88 до −0,62m , 12″ и 0,89 соответственно. Занятный равнобедренный треугольник М 75 — Марс — Плутон. Плутон также перемещается по Стрельцу. Блеск его за время декады обещает возрасти от 14,29m всего на сотую звёздной величины. Без мощного инструмента не обойтись.

Пока ещё недалеко от Марса в созвездии Стрельца можно отыскать Сатурн. От юго-востока к югу, десять градусов над горизонтом обеспечены. Утренняя видимость, смещение в сторону полуночи происходит быстрее, чем у Марса, хоть и уступает Сатурн ему в блеске. Блеск Сатурна с начала мая растёт от +0,35m до +0,29m; диаметр держится на уровне 18″. Хорош блеск у Марса, ещё лучше цвет. А у Сатурна ощутимо приличней видимый диаметр, продолжительность видимости и высота над горизонтом. Цветные планеты разделяют уже 12°. Движение Сатурна прямое, но на звёздном фоне почти незаметное.

Правее и ниже на расстоянии двух градусов в бинокль можно обнаружить шаровое скопление Стрельца М 22, оно же NGC 6656 (5,9m, 17′). 2° до него от Сатурна. От юго-востока к югу. Над Сатурном расположилась Веста, астероид № 4. Блеск Весты с начала месяца растёт от 6,51m до 6,30m. С 5 мая у неё уже ощутимый диаметр 1″. 15° над горизонтом. Шестая звёздная величина говорит о том, что её можно увидеть невооружённым взглядом. Но только при очень хорошем небе, а где его в наше время взять? Между Сатурном и Вестой притаилось рассеянное скопление М 25. 3,5° от него вниз до Сатурна и 1,5° вверх до Весты.

Кто не умеет отыскивать цветные планеты?
Может, Юпитер поможет, а может, Луна.
Попробуйте, для начала, сориентироваться по сторонам света.. .
Сфера небесная, как известно, чудес полна!

С какой стороны светит нам Венера? Утренняя звезда это или Вечерняя? Вечерняя и надолго. Светлые участки ещё не успевшего остыть небосвода. Блеск, видимый диаметр и фаза Венеры в начале месяца составят −3,94mи 0,88. Позднее они малость подрастут до −3,95m и 0,86. Видимый диаметр держится на уровне 12″. 15° над горизонтом при вечернем появлении на ещё светловатом небе можно гарантировать. Западная сторона в сторону северо-запада. Почти три часа после захода Солнца, это при том, что ярче Венеры на небе ничего нет! Фазы Марса и Венеры сравнялись, причём с достаточной точностью. Постепенно всё становится на места свои. Венера стремится к нулю, а Марс — к единице. Всю первую декаду мая проводит Афродита в созвездии Тельца, между Возничим и Гиадами. Правее Гиад притаились Плеяды. Неподалёку от Венеры притаилась Крабовидная туманность М 1 или NGC 1952. Туда она и держит курс.

Условия видимости Меркурия крайне неблагоприятны. Можно лишь констатировать, что он перебрался с вечернего неба на утреннее. Но Солнце с его жгучими лучами слишком близко. Настолько близко, что не стоит приводить численные характеристики отчаянного вестника богов.

Давно не было вестей от невидимых планет. Должны появится. В августе то уж обязательно. Возможно, и раньше, с утренней стороны. Марс, как ориентир. У Нептуна дела обстоят даже немного лучше. Где Козерог, там и Водолей. Движение прямое. Нептун гуляет по Водолею, а Уран по созвездию Овна. Непривычно слышать. Много лет подряд обитал Уран в созвездии Рыб. Теперь у него новое место пребывания. Ничто не вечно под Луной... Блеск Урана с начала мая падает, от 5,84m на сотые доли величины. Блеск Нептуна также падает, но от 7,86m . Видимые диаметры Урана и Нептуна, двух планет «невидимого фронта» составляют 3″ и 2″.

Церера, астероид №1, волею космических чиновников занесённый в список карликовых планет, перемещается по созвездию Рака в сторону Льва. К концу декады до границы со Львом остаётся меньше 2°. Высота над горизонтом доходит до 40°. Блеск Цереры падает с 8,36m до 8,47m. Видимый диаметр составляет 1″. Может, лучше любоваться Луной? Как там она поживает?

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты и яркие звёзды. После полнолуния Луна постепенно отодвигается на утреннее небо. 8 мая, в 5 часов 08 минут по московскому времени ожидается последняя четверть. Левая лунная половинка, когда терминатор имеет вид прямой линии.

Не обойдётся дело и без лунных встреч с планетами. 4 мая, в 22 часа 13 минут по московскому времени на 3,1° с юга в Стрельце к Луне (фаза 79%) подходит Сатурн (+0,33m). Следом за Сатурном 6 мая также созвездии Стрельца к Луне (фаза 66%) в 11.29 на 2,1° с юга приблизится Марс (−0,50m).

5 мая ожидается максимум метеорного потока η-Аквариды. Радиант расположен в Водолее. В день максимума радиант кульминирует в 10.57 на высоте 33°. Луна в этот день (фаза 78%) восходит в 0.34, заходит в 8.21. Общая активность потока длится с 24 апреля по 20 мая. Максимум между полнолунием и последней четвертью оставляет желать лучшего.

Не забывайте открывать журнал "Наука и жизнь"! Замечательно, что он продаётся в киосках! С днём Победы!

Автор: Алексей Пахомов