Что можно увидеть на небе во вторую декаду апреля

Вот и добрались мы до самой середины весны, до средней декады среднего месяца этого времени года. Много интересного ожидает нас на апрельском небе!

15 апреля 2018 г. в 0 часов 0 минут, север вблизи горизонта. Андромеда со своей туманностью М 31 (NGC 224), Кассиопея и Персей.
15 апреля 2018 г. в 0 часов 0 минут, северная сторона. Малая Медведица, Цефей, Жираф и Дракон.
15 апреля 0 часов 0 минут; область зенита, северная сторона. Большая Медведица и звезда Алиот вблизи зенита; Волопас, Гончие Псы, Малый Лев, Малая Медведица и Дракон
15 апреля 5:20, восток; в гостях у звёздных Рыб Меркурий; Нептун в Водолее; Пегас и Малый конь.
18 апреля 21.30, запад — северо-запад. Венера в Овне. В гостях у звёздного Тельца: Луна с Гиадами и Альдебараном, Плеяды и Крабовидная туманность М1. Персей, Возничий, Близнецы и Орион.

15 апреля, полночь, ноль часов ноль минут. Северная сторона, движемся снизу вверх. Прикованная к скале Андромеда наполовину вышла из-за горизонта. Ждёт Андромеда своего избавителя Персея. Только не спешит к ней Персей. Остался немного в стороне. Сверкают звёздочки ω Персея, Per (4,6m, K1), π Персея, Per (4,7m, A2), и ρ Персея, Per (3,3m, M3). Горгония Секунда, Горгония Кварта и Горгония Тертиа (Терция). Белая, оранжевая и красная. Музыкальные интервалы на звёздном небе. «Но в народе сохранилось за сёстрами грозное имя: Горгоны — молниеокие», — повествует в своих «Сказаниях Титанах» Яков Голосовкер. Крепко держит Персей голову Медузы-Горгоны, не выпускает её из рук.

А что Андромеда? Не удивишь её головой Медузы. Держит она в руках своих нечто посущественней – Туманность Андромеды М 31, словно шар голубой. Ближайшая к нам спиральная галактика, похожа чем-то на наш родной Млечный Путь. Направление на нее укажет звезда Мирах. Перемещая медленно бинокль вверх перпендикулярно белому телу Андромеды, встретим звезду чуть послабее, затем другую. Рядом и будет находится плотно сжатый комок бело-серого вещества. Перед нами М 31, она же NGC 224. Два миллиона световых лет. У галактики два спутника: эллиптические подруги NGC 221 и NGC 205.

Поднимаемся выше. Оставляя в стороне звезду Адхил, переходим в созвездие Кассиопеи. Хвастливая царица, пожертвовавшая Андромедой ради своего сомнительного благополучия. Следом за Марфаком перевёрнутая М или стоящая на ногах W. Звёзды Кассиопеи: Сегин, Рукбах, Нави, Шедар и Каф хорошо видны в наших краях практически в любое время года. Зимой и летом, осенью и весной, небесная царица рада земным гостям-наблюдателям. Плотно облегают звёзды развалившуюся на небесном троне царицу.

Наше внимание привлекает звезда Ахирд, η или 24 Кассиопеи, Cas (3,44m, G0). Вблизи у центральной части примечательного созвездия. Почему именно она? Именно на неё указывает северный меридиан в выбранное нами время и место. Ахирд в переводе с арабского означает колено. У Клавдия Птолемея в «Альмагесте» «звезда, северная на поясе». Светло-жёлтая двойная звезда. Вторая компонента системы оранжевая, К7. Считается одной из красивейших звёздных пар. Отделяют две звезды друг от друга 10″. Обращаются компоненты вокруг общего центра масс с периодом 480 лет. Вполне земное время. Расстояние до Ахирда составляет всего 19,4 световых года. Вполне приемлемое расстояние для межзвёздных путешествий. Перед нами — самая ближайшая звезда Кассиопеи. Видно попалась она нам совсем не случайно! Стоит взять её на заметку...

Через Кассиопею проходит полоса Млечного Пути. Много в его толще прячется рассеянных звёздных скоплений. Чего тут только нет! А вот и рассеянное скопление М 52 (NGC 7654), 5m, 13′ . По Р. Дж. Трамплеру I 2 r. Отдельная, сильная концентрация к центру, умеренный диапазон яркости, число звёзд более 100. Богатое скопление, 5000 световых лет от нас.

А толща Млечного Пути между тем редеет. Выбираемся из плоскости Галактики наружу. Вот мы и попали в созвездие Цефея. Остроугольный пятиугольник, указывающий направление на северный полюс Мира. В вершине пятиугольника светится апельсиновая звезда Альраи. (3,2m, K1), γ Цефея, 45 световых лет, сущий пустяк!

Летим дальше. На север! Вверх по небесному меридиану! Перед нами рассеянное скопление NGC 188. Лежит оно во владениях царя Цефея, хоть и за пределами хорошо знакомого пятиугольника. Открыл его Джон Гершель, родной сын Вильяма Гершеля, в 1831 г. Блеск 8,1m, видимый диаметр 15′. По Р. Дж. Трамплеру II 2 r. Отдельная, слабая концентрация к центру, умеренный диапазон яркости.., число звёзд более 100. Богатое скопление, 5400 световых лет от нас или 1660 парсек.

С помощью телескопа Хаббл астрономы обнаружили в скоплении NGC 188 звёзды, принадлежащие к редкому классу светил. Перед нами «голубые отставшие звёзды». От кого они отстали? По сравнению с другими звёздами скопления той же светимости, их спектры значительно смещены в синюю область. «Отставшие» горячее обычных звёзд. Согласно одной из теорий, более старая звезда-компаньон сбрасывает на своего соседа оболочку. В результате звезда увеличивается в размерах и разогревается. С течением времени «звезда-донор» выгорает и превращается в белый карлик. В скоплении содержится 7 из 21 наблюдавшихся систем с компаньоном белым карликом.

А из Цефея мы попадаем в Малую Медведицу. Прибита она Полярной звездой к северному полюсу Мира, привязана за кончик хвоста. Так и ходит по кругу: изо дня в день, из года в год. Боги послали нам светло-жёлтую лимонную переменную Полярную звезду, α Малой Медведицы, UMi (1,97m, F7), чтобы не заблудиться, не сбиться с пути. 434 световой год до неё. Звёзды спектрального класса F – промежуточные между белыми A и жёлтыми G. Линии водорода становятся слабее. Усиливаются линии ионизованных металлов, особенно кальция, железа, титана. Температура поверхности от семи до шести тысяч K. Полярная и Ахирд – типичные представители.

После Малой Медведицы можно прокатиться на Жирафе, потом на Драконе. Интересная компания собралась в небесной вышине! Кассиопея и Цефей, Малая Медведица, Рысь и Жираф. И, конечно, Дракон. Без Дракона никак нам нельзя. Вы думаете, Мажорная и Минорная Медведицы вертят земную ось самостоятельно? Ничего подобного! Без драконьего участия всё сразу бы перепуталось! Но не видно нам ни драконьей головы, ни хвоста. Лишь изогнутая спина экзотического пресмыкающегося отсвечивает своими чешуйками. Будет время, покатаемся и на Драконе.

Наступив на скользкую чешуйчатую драконью спину, перебираемся в Большую Медведицу. Точка зенита перед нами! Притаилась во владениях Большой Медведицы. По латыни созвездие звучит Ursa Major, сокращённо UMa. Ручка ковша: Алькаид η (1,9m, B3), Мицар ζ (2,2m, A2), Алиот ε (1,8m, A0). Ёмкость ковша: Мегрец δ (3,3m, A3), Фекда γ (2,4m, A0), Мерак β (2,3m, A1), Дубхе α (1,8m, F7).

Вот мы и забрались на самый верх небесной сферы. Ближе всего к точке зенита звезда Алиот. Белая звезда спектрального класса А. Притаилась она между Мегрецом и Мицаром. Впрочем, почему притаилась. Звезда достаточно яркая. Но хвост медвежий под её весом почему-то не прогибается. Прямо тянется хвост, ни единого изгиба. В переводе с арабского Алиот означает «курдюк». Если уточнить её блеск, то он составит 1,76m. Всего на 2% больше светимости Дубхе. До Алиота 82,6 световых лет.

«И вот прямо над моей головой почему-то налепили Большую Медведицу, — пишет современная писательница Татьяна Бурдина в своей миниатюре «Звезда Алиот из созвездия Большой Медведицы», — и эта звезда Алиот, она же самая яркая из всего созвездия, торчит аккурат над моей головой».

Теперь можно перейти и к планетам.

Лучше всех виден Юпитер. Время восхода отодвигается к первой половине ночи. К утру он уже начинает опускаться. Великолепная ночная видимость. Южная сторона неба от юго-востока к юго-западу. Очень хорошо виден царь планет из окна. Поднимается над крышами домов, потом медленно опускается. Заметен даже при светлеющем небе. Если вам доступна южная сторона, попробуйте выглянуть в окно в районе трёх часов ночи. Ярче Юпитера ничего нет! До расцвета Венеры ещё далеко. К моменту посветления неба гигант успевает кульминировать. 17,5° над горизонтом в нашем распоряжении. Блеск и видимый диаметр к концу декады составят −2,5m и 44″. В той же стороне низко над горизонтом, в созвездии Центавра, обитает Эвномия (10,0m), астероид №15.

Перемещается Юпитер по созвездию Весов. Движение попятное. Гигант притаился посередине между γ Весов, Зубен Эль Акраб (3,9m, K0) и шаровым скоплением NGC 5897 (8,6m, 12,6′) в направлении к Зубен аль Генуби, α Весов. Получается равносторонний треугольник γ Lyb - Юпитер - NGC 5897 с вершиной в Юпитере. С каждым днём, сохраняя симметрию, высота треугольника увеличивается, он как будто «растёт». Жаль, что в сравнении с другими зодиакальными созвездиями весы в наших краях высоко над горизонтом не поднимаются.

Следом за Юпитером во второй половине ночи из-за горизонта на юго-восточной стороне выходят Марс и Сатурн. Перемещаются они в сторону юга. Поднимаются над деревьями при начинающем светлеть небе. Постепенно растворяются. Все остальные вопросы к Солнцу. 11 апреля Марс переходит из Змееносца в Стрелец. Там на пути ему встретиться целая куча рассеянных и шаровых скоплений, но для их наблюдения требуется подходящее небо. Из видимых планет бог времени перемещается медленнее всех. Движение Сатурна как будто прямое, но на звёздном фоне почти незаметное.

В 1,5° правее и ниже Сатурна симметрично притаились два шаровых скопления Стрельца. М 22, оно же NGC 6656 (5,1m, 24′, класс концентрации 7), и NGC 6642 (8,8m, 4,5′). Снова интересный равнобедренный треугольник. Расстояния до них различаются в 2 раза. В 3,5° над Сатурном расположилось рассеянное скопление М 25, оно же IC 4725. 4,6m, 32′. 1800 световых лет от нас. I 2 p по Р. Дж. Трамплеру. Бедное скопление, меньше 50 звёзд. Зато сильная концентрация. Удаляется оно от нас со скоростью 4 км/с. Если подняться от него на 3,5°, можно обнаружить Весту (6,7m) , астероид №4. Если подняться от Весты на 2°, встретим туманность М 17.

Свершилась космическая рокировка. Теперь Марс расположен левее Сатурна, и продолжает от него удаляться. Впереди — встреча с «разжалованным» богом подземного царства Плутоном (14,3m ). 19 апреля Марс подойдёт к Плутону на 2° с правой стороны. В телескоп, если не повёрнуто к нам ребром, хорошо видно кольцо Сатурна. Сейчас, надо думать, кольца раскрыты неплохо. Проверьте! Блеск и видимый диаметр «планеты с кольцом» к концу декады будут равны +0,4m и 17″. Есть у Сатурна обладающий атмосферой спутник Титан (8,7m).

О деталях на диске Марса пока говорить рано, но выделить грозного соседа на общем фоне не должно составить труда. Ещё легче узнать планеты, когда они идут друг за другом. Блеск, видимый диаметр и фаза внешнего нашего соседа должны составить −0,1m, 10″ и 0,88. Отрицательные значения блеска предвещают противостояние. Видимый диаметр вырос в 2,5 раза по сравнению с наименьшими своими значениями. Расстояние между Марсом и Сатурном достигнет 4°. Когда в 4 ч утра 20 апреля в окрестностях Москвы начнёт светать, Марс с Сатурном обещают забраться на высоту 10°. Для Весты в это время не составит труда забраться и на 15°.

На вечернем небе появляется Венера. Уже можно увидеть её из окна. Пока что за деревьями. Видимость внутренней соседки вечерняя, западная сторона, светлый участок неба на месте только что зашедшего Солнца. Вначале Венера перемещается по созвездию Овна, но 19 апреля переходит в звёздный Телец. Заходы Солнца и Венеры отделяют уже более двух часов. Венера и на светлом фоне видна неплохо, а на черном небосводе , условно считающимся вечерним, тем более. Блеск, диаметр и фаза Венеры к концу нашего срока достигнут −3,9m 11″, 91″. Максимально Венера будет располагаться на высоте 19°. Но стоит рассчитывать лишь на 10°, ещё лучше на 5. Всё-таки светловато...

Меркурий не виден. Прячется в солнечных лучах. Вечерняя видимость рядом с Венерой отошла в историю. Уран перемещается пока по Рыбам, Нептун по Водолею. Его условия их видимости более чем неподходящие. Тем временем по созвездию Рака продолжает странствовать астероид №1 Церера (8,2m, 1″). По блеску похожа на Титан. Но подойдут ли ей суровые наши весенние условия?

Моменты захода и восхода планет и Солнца на московском небе 15 апреля в часах и минутах, выглядят так. Время московское (UT+3), точность пять минут. К планетам добавлена ещё Веста.

Заход Меркурия 17.20 Заход Солнца 19.30 Заход Венеры 21.50 Восход Юпитера 21.55 Восход Весты 1.10 Восход Сатурна 2.05 Восход Марса 2.40 Восход Солнца 5.35

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты и яркие звёзды. Последняя четверть осталась в первой декаде. Луна смещается на утреннее небо, неумолимо убывая с каждым днём, растворяется в фазе новолуния, а затем вновь возвращается на вечернее небо в форме узкого растущего серпа. Чем меньше процент лунной фазы, тем уже серп и тем ближе она к дневному светилу.

Новолуние — самая благоприятная пора для наблюдения дальнего космоса и метеоров. Никакой засветки окружающего чёрного фона, если не считать городских фонарей. Новолуние ожидается 16 апреля в 0 часов 56 минут по московскому времени.

Тем временем Луну ожидают встречи. 14 апреля в 12.46 по московскому времени в Рыбах на 4,6° с севера к Луне подойдёт Меркурий (+1,34m). Фаза Луны за полутора суток до новолуния будет составлять всего 3 %. 19 апреля, в 4 часов 14 минут по московскому времени Луна пройдёт 0,2° севернее звёздного скопления Гиады из созвездия Тельца (+0,50m). Фаза Луны будет составлять 11%. Эти же утром намечено сближение на 0,1° Луны (12%) с Альдебараном (+0,87m). Красный маяк Альдебаран хорошо виден на городском небе. Как будто погружён в Гиады, но сам к ним не относится, а расположен к нам гораздо ближе.

Наш отечественный писатель-фантаст Сергей Снегов в своём романе «Галактическая разведка» из трилогии «Люди как боги» поселил в Гиады ангелов, экзотических крылатых разумных существ нашей Галактики:

Тем временем догорает метеорный поток Виргиниды. Активность его заканчивается 15 апреля. Поток слабый, но условия его разнообразны. Возможно даже появление болидов. Вся надежда на новолуние!

Читайте журнал «Наука и жизнь»! Там можно заглянуть немного вперёд и почерпнуть интересную и полезную информацию. И не только о небесных телах. С днём космонавтики!

Удачных наблюдений!