Что можно увидеть на небе в первую декаду марта

Постепенно разгораются чёрные ночи первого месяца весны. Вереница весенних созвездий начинает выплывать из-за горизонта. Экзотический небесный зверинец приглашает нас в гости.

8 марта 2018 г. в 0 часов 0 минут, юг. Насос, Гидра, Секстант, Чаша, Ворон, Лев и Дева; в углу притаилась полоса Млечного Пути.
8 марта 2018 г. в 0 часов 0 минут, юг. Лев со своими галактиками, Рак с рассеянными звёздными скоплениями и астероидом Церера, Малый Лев.
8 марта 0 часов 0 минут; область зенита, южная сторона. Большая Медведица, Рысь и Малый Лев, Гончие Псы.
Звёздное небо 5 марта 2018 г. 19 ч, запад. В гостях у звёздных Рыб Меркурий с Венерой и Уран; Пегас и Кит.
7 марта 5.30 утра, юг. Марш небесных тел: Юпитер с Луной в Весах; Марс в Змееносце; Сатурн в Стрельце, Скорпион, Змееносец и Змея.

Небесные воды Эридана уносят Персея с Андромедой. Перекатывается на своей колеснице Возничий. Постепенно уплывают Орион с Большим и Малым Псом, уступая место новым персонажам. Вереница весенних созвездий начинает выплывать из-за горизонта. Несмело выглядывает из своей норы Рак. Неприметное и небольшое созвездие, несущее в своём чреве одно из самых красивых звёздных скоплений. За Раком следует величественная огненная трапеция Льва. За Львом Дева, за Девой Весы. Друг за другом в торжественном победном марше следуют Гидра, Чаша и Ворон. Большая Медведица с небесных вершин бесстрастно взирает на творящийся вокруг космический порядок.

Зафиксируем положение небосвода. Очень кстати попалось 8-е марта. Международный женский День. Наше время – полночь, момент перехода из одного дня в другой. Наш маршрут пройдет просто: от юга и до зенита. Отыщем сначала точку юга: направление, противоположное тому, на которое указывает Полярная звезда. Вперёд! От горизонта будем взбираться по южному меридиану. Наша цель – зенит, где на вершине звёздного царства нас должна встретить длиннохвостая Большая Медведица...

У самого горизонта расположился небесный Насос. Не даст он нам потонуть. Выкачивает Насос из нашего корабля лишнюю воду. Чуть поодаль притаилась полоса Млечного Пути. Изгибается Млечный Путь под воздействием волн плотности. В такт Млечному Пути совершает волнообразные движения космическая Гидра. Огромное морское чудовище, которое боятся даже бесстрашные греческие герои.

Высунулась из воды многоголовая Гидра. Высыхает постепенно на ветру её скользкое тело, требуется его время от времени орошать. Для этой цели и предназначена Чаша. Ловко обращается с Чашей Ворон, служит мудрая птица верой и правдой. Содержит в чистоте и порядке не то пресмыкающееся, не то земноводное, не то первичнополостное диво.

А может, дело обстоит совсем по-другому? Почему бы и нет. А чтобы легче запомнить эти экзотические в наших краях созвездия, есть занятное четверостишие:

Ходит Ворон возле чашки,

Жажда мучает бедняжку!

Гидра Чашу стережёт

И напиться не даёт

Украшает нашу Чашу звезда Алькес. С другой стороны сверкает чешуя Гидры. Присмотревшись, можно заметить там звезду Альфард. С левой стороны сопровождает нас эллиптическая галактика NGC 3585. С противоположной стороны сопровождает нас эллиптическая галактика NGC 3115. Но это уже другое созвездие, созвездие Секстанта, так называется морской угломерный инструмент.

Машет рукой нам Дева, звёзды Зания и Завия. Но на пути к Деве встал могучий Лев. Точнее, не сам Лев, а его далёкие объекты: светлая туманность IC 655 и спиральная галактика NGC 3521. А вот дальше попадаем в царство самого Льва: Зосма, Альгеба, Денебола и Регул. Между Денеболой и Регулом расположился Хорт. С львиного брюха свисают целые гроздья галактик. Спиральные галактики М 65, М 66, М 95, М 96 и эллиптическая М 105 к вашим услугам!

На спине у Льва едет Малый Лев. Проходим насквозь львиную трапецию и попадаем во владения его меньшого собрата. Справа машет клешнями небесный Рак с рассеянными скоплениями М44 и М 67. Звёзды Альтарф, Акубенс, Азеллус Аустралис и Азеллус Бореалис. На носу у Рака сидит Церера, самый большой астероид, астероид №1. Самая главная звезда Рака носит имя Акубенс. Белая звезда, α Рака, Cnc (4,3m, A5). Звезда Акубенс переменная, подмигивает она нам с расстояния 174 световых года! Но знаменито созвездие Рака вовсе не этим, а рассеянным звёздным скоплением Ясли, оно же Улей или М 44. Звёзды Рака слабее будут их напарниц из Гидры, зато они выше над горизонтом. Неизвестно ещё, что лучше!

На спину Малому Льву водрузилась Большая Медведица. Перебирая задними лапами, сделала лесная хищница стойку. На пятке у неё светится спиральная галактика NGC 3184. Передняя лапа указывает на Рысь. Катится по лапе этой спиральная галактика NGC 2841. От удовольствия Большая Медведица высунула язык. Да и не язык это, а эллиптическая галактика NGC 2768. Точка зенита находится во владении Большой Медведицы. В 5˚ от неё угловая звезда Большой Медведицы Мерак. По северному меридиану можно спуститься к Полярной звезде. Но это уже совсем другая история…

Планеты. Без них интерес к космическим далям был бы не таким острым. С какой стороны светит нам Венера? Утренняя она звезда или Вечерняя? Всё-таки вечерняя! Решилась перейти на вечернее небо между юго-западом и западом. Должна вот-вот появиться! Кто первый заметит внутреннюю нашу соседку? Между заходами Солнца и планеты целый час — для яркой Венеры более чем достаточно. Светлые участки ещё не успевшего остыть небосвода. Блеск, видимый диаметр и фаза Венеры составляют −3,9m, 10″и 0,98 соответственно. 5° над горизонтом при исчезновении Солнца. Весну Венера встречает в Рыбах, там и собирается пока прибывать.

Самое интересное, что должна появится Венера не одна, а в компании Меркурия. Самое подходящее время, чтобы подкараулить вестника богов. Для обнаружения Меркурия неплохо воспользоваться биноклем. Была бы Венера, а Меркурий из поля зрения уже не уйдёт. Лучшего подспорья не найти! 3 марта две внутренние планеты будут висеть на одной высоте на расстоянии 1° друг от друга. Этим вечером в 18 часов 30 минут на московском небе их высота над горизонтом составит 6°. Солнце в этот день восходит в 18.04, Меркурий с Венерой — в 19.15. В нашем распоряжении чуть больше часа. Блеск, видимый диаметр и фаза Меркурия будут равны −1,2m, 6″, и 0,89 соответственно. Рядом с Венерой Меркурий будет находится и несколько следующих дней.

Можно было бы перейти на утреннее небо, но у нас ещё остались невидимые планеты. Нептун сейчас купается в солнечных лучах и говорить о его видимости не приходится. Обитает бог морей в Водолее. Уран (5,8m, 3″) пока чувствует себя относительно прилично. Пребывает в тех же Рыбах, что и Венера с Меркурием. 25° над горизонтом при чуть светлом небе. Поймает его бинокль. Ориентир — Торкуларис Септентрионалис. Сменив попятное движение на прямое, бог неба подошёл к омикрону на 3° и покидать его не спешит. Уран, конечно, не Венера, и даже не Меркурий, но высота над горизонтом пока спасает положение.

На утреннем небе Юпитер выходит на смену прекрасной Венеры. Условия его видимости улучшаются. Блеск его составляет −2,0m, видимый диаметр 33″, 17° над горизонтом. Оставив созвездие Девы до лучших времён, гигант продолжает путешествовать по созвездию Весов. Не так много в этом созвездии звёздных скоплений, но NGC 5897 заслуживает внимания. Ориентируемся на юго-восток и поворачиваемся вместе с планетой в сторону юга, пока не наступит совсем светло. Чёрное небо немного должно побаловать. Выстроившиеся в ряд галилеевы спутники видны в бинокль. Интересно наблюдать их заход за диск хозяина. В телескоп хорошо виден и приплюснутый от быстрого вращения полосатый диск.

Следом за Юпитером на утреннем небе появляется Марс. Блеск (+0,89m) и видимый диаметр (7″) постепенно, медленно, но верно изменяются в лучшую для нас сторону. Есть у Марса и фаза (0,89). Она дальше отстоит от единицы, чем у внутренней Венеры, хотя, казалось бы, дело должно обстоять совсем наоборот. Кружат голову метаморфозы? Да нет, всё в пределах физических законов Время восхода держится на одном уровне. Видимость начинается в 4 утра. До 10° над горизонтом подняться он сможет. Смотрим также в сторону юго-востока, но лучше вначале отыскать Юпитер. При не очень хорошем небе для обнаружения планет может потребоваться бинокль. Нас ждёт звёздный Змееносец, тринадцатое зодиакальное созвездие.

За Марсом на утреннее небо выходит Сатурн. Приютило бога времени созвездие Стрельца, и живётся ему там совсем неплохо. Блеск и видимый диаметр Сатурна составляют +0,56m и 16″. До рассвета он сумеет подняться на 5°. Не так далёк тот момент, когда Сатурн догонит Марс и поменяется с ним на небе местами. Но пока об этом говорить рано. Сатурн забрался в гущу звёздных скоплений М 22, М 25, М 28. Красная планета готова помочь в изучении объектов дальнего космоса. В Стрельце их обитает немало. Жаль, что небо пока не летнее... У всех наших классических планет движение как будто прямое. Если начнётся попятное движение, мы отметим это отдельно.

В обществе Марса по Змееносцу путешествует самый яркий астероид Веста (7,5m), астероид №4. Считается самым ярким астероидом и единственным, видимый невооружённым глазом. Но своё первенство он может уступить и другим. Почему нет? По созвездию Волка гуляет Эвномия (11,0m), астероид №15. С блеском у него далеко не всё блестяще, и для наблюдений не очень удобен, особенно на светлом небе. Но взять на заметку космический камень не помешает. Может быть, лучшие времена для него ещё впереди? Церера, астероид №1, волею космических чиновником занесённый в список карликовых планет, перемещается по созвездию Рака. Блеск Цереры пока лучше, чем у Весты.(численно меньше), имеется даже небольшой видимый диаметр 1″. Звёздное скопление Ясли составит подходящую компанию.

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты и яркие звёзды, день ото дня меняя свой внешний вид. В сети первой декады марта попали две лунные фазы, полнолуние и последняя четверть. Полнолуние должно случиться 2 марта. В 3.50 по московскому времени. Луна в это время расположена в противоположной от Солнца точке небесной сферы. Восходит сразу после его захода, а кульминирует в районе полуночи. Заходит с восходом дневного светила. В конце марта, а именно, 31-го его числа нас ожидает ещё одно полнолуние. Не часто два полнолуния выпадают на один месяц. Интересно, что второе называют голубой Луной.

После полнолуния Луна постепенно отодвигается на утреннее небо. 9 марта, в 6.18 по московскому времени ожидается последняя четверть. Левая лунная половинка, когда терминатор имеет вид прямой линии. Половинка осталась от Луны, остальное съели. На лунной поверхности в бинокль хорошо должен быть виден океан Бурь. О любопытном сравнении с Луной через неделю после полнолуния, можно прочитать в романе Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»: «Старинные серебряные и золотые монеты, обращавшиеся в стране, были в большинстве неизвестного происхождения; попадались между ними и римские; все они были неправильной формы и не круглее, чем луна неделю спустя после полнолуния; они были выбиты, а не отлиты и так стёрлись от употребления, надписи на них, похожие на простые царапины, стали неудобочитаемы».

Не обойдётся дело и без лунных встреч. 1 марта на 0,1° с севера к Луне должен подойти Регул, α Льва (1,4m, B7). В 9.11 по местному времени. Но в это время Луна будет под горизонтом, да и Солнце не позволит лицезреть сближение во всей красе. Это не значит, что нельзя будет увидеть их вместе. Разойдутся просто немного друг от друга, ничего страшного в этом нет. Север у нас расположен там, где светит Полярная. 7 марта в 9.11 по московскому времени в Весах на 3,2° с юга к Луне подойдёт Юпитер (−2,2m). И, наконец, 10 марта, в завершении нашей декады, в 2.38 по московскому нашему времени на 3,1° с юга в Змееносце к белолицей Селене приблизится огненный багряный Марс (+0,7m).

Тем временем продолжает свою активность метеорный поток Виргиниды. От слова Virgo – Дева. Это значит, что радиант расположен в созвездии Девы. Максимум растянут, приходится на период с 5-го по 31 марта. Наблюдаются медленные яркие метеоры, возможно появление болидов. Поток достаточно растянут во времени, поэтому условия его наблюдения разнообразны. К сожалению, дни, следующие за полнолунием, являются не самыми благоприятными для наблюдения метеоров и объектов дальнего космоса.

Читайте журнал «Наука и жизнь»! Там можно заглянуть немного вперёд и почерпнуть интересную и полезную информацию. И не только о небесных телах.

С началом марта! С началом весны! С Международным женским днём 8 марта! Дорогие, многоуважаемые женщины, не забывайте смотреть на небо! Удачных наблюдений!

Автор: Алексей Пахомов