Что можно увидеть на небе во вторую декаду января

Январь – не самый лучший месяц для астрономических наблюдений, но если повезет с погодой, то прозрачный зимний воздух подарит сказочные виды.

17 января 2018 г. Московское небо в 0 часов 0 минут, Восток. Дева выходит из-за горизонта; Волосы Вероники; Волопас, Гончие Псы и Лев; звёзды до 7m.
Скопление галактик в Деве.
Гигантская эллиптическая галактика M87 типа Е0 в созвездии Девы. Фотография получена с помощью 4-метрового телескопа Национальной обсерватории в Китт-Пик.
17 января, 0 часов 0 минут, область зенита. Рысь, Жираф, Большая Медведица, Близнецы и Возничий.
17 января, 0 часов 0 минут, запад. Уран в звёздных Рыбах, Кит, Овен, Треугольник и Андромеда.
15 января 8.30 утра. В гостях у звёздного Стрельца Луна, Сатурн и Меркурий; Юпитер и Марс в Весах; Щит, Змея и Змееносец.

Как в романе Сергея Снегова «Диктатор»: «Наверху устроили торжественный пленум звёзд. Все светила на месте, ни одно не прикрыто облачком».

Продолжая наше путешествие, начатое в первую декаду января, переместимся на линию восток-запад, как и было обещано в прошлом рассказе. Для определённости  выберем время 0 часов 0 минут 17 января.

Из-за горизонта выходит Дева. Небесной диве удалось уже выбраться наполовину. А ведь ещё только полночь. Кругом темным-темно, и до утра далеко-далеко! Ах, жаль, планеты все улетели! Размахивает Дева колосьями. Так, должно быть, её будет легче заметить, ведь вблизи горизонта обычно скапливается достаточно плотная облачность.

Дева отличается хорошо прочерченными «геометрическими» очертаниями, и напоминает по форме ромб. Верхняя точка ромба отмечена звездой Минелаува или просто Аува (δ Девы, 3,4m, M3). Двигаясь от неё вверх и влево, перейдём к звезде Видемиатрикс (ε Девы, 2,9m, G8). Этот жёлтый гигант спектрального класса G выглядит почти как наше Солнце.

Виндемиатрикс означает Виноделательница, или, в другой трактовке, Виноградница. До неё 102 световых года, или 31 парсек. Далековато лететь за вином!

В верхней части созвездия Девы, в области, приближённо очерченной звёздами ε, δ, γ, η, β, ο, сосредоточено огромное количество галактик. В большие телескопы здесь можно увидеть «систему систем» – грандиозное облако, состоящее из тысяч звёздных островов, подобных нашему Млечному Пути. Это ближайшее к нам скопление галактик, расстояние до него – около 12 Мпс, линейные размеры – почти 8 Мпс. Площадь, которую занимает «галактическое собрание» на небе, весьма значительна: 40×40º. Благодаря сравнительной близости и многочисленным гигантским и сверхгигантским объектам, многие звездные скопления из «системы систем» выглядят очень ярко.

Около Виндемиатрикс обнаруживаем галактику М 60. Чуть правее притаилась М 49, а выше – М 87 (Галактика Девы) и М 86 (Фауст V051).

Из далёких галактик, доступных для простых любительских инструментов следует, наверное, обратить внимание на притаившуюся справа от ε Девы М 87, наиболее массивную галактику созвездия Девы. Она видна даже в десятикратный бинокль. По крайней мере, так обещает нам Феликс Юрьевич  Зигель в увлекательнейшей и многократно переиздаваемой книге «Сокровища звёздного неба». Эта сверхгигантская галактика расположена от нас на расстоянии 16,4 мегапарсек или 53 миллиона световых лет. Она вторая по яркости в скоплении Девы и одна из самых массивных в местном сверхскоплении, также известном как Сверхскопление Девы или Суперкластер Девы.

М 87 открыл 18 марта 1781 г. французский астроном и геодезист Пьер Франсуа Андре Мешен.  Это эллиптическая галактика типа Е0. Ноль говорит о сферической, почти правильной форме. У нее имеется выброс, наблюдаемый также как радиоисточник. По полной мощности излучения галактика занимает пятое место среди самых ярких в радиодиапазоне объектов на небе.

Холодно стало Деве в наших северных краях, и решила она взять у Вероники её густые пышные волосы. Накрыли Волосы Вероники Деву, не требуется и никакой шапки! Волосы Вероники тоже богаты галактиками – не хуже, чем у Девы! Перебираясь в Волосы Вероники, с одной стороны обходим спиральную галактику М 88, с другой –  эллиптическую М 85. Дальше следует Большая Медведица. Перед нами две её задние ноги.

Точка зенита попала в этот раз в созвездие Рыси. Царапает большая кошка своей твёрдой лапой спину Большой Медведице. Спуск начинаем по западному меридиану. Преодолеваем ступенчатую границу Рыси и попадаем в созвездие Возничего. От Возничего переходим в Персей. Звёздные музыкальные интервалы с Алголем во главе остались в этот раз в стороне.

Спускаясь дальше вниз, проходим через созвездие Овна. Движемся навстречу звёздным Рыбам. Едят ли овцы рыбу? Занимаются ли рыбной ловлей? А может, овечья шерсть поможет нашим рыбам согреться? На небе возможно всякое! В пути сопровождают нас звёзды Гамаль, Шератан и Мезерим. Из заметных рыбьих достопримечательностей ближе всего оказалась наша старая знакомая, оранжевая звезда Торкуларис Септентрионалис, ο (омикрон) Рыб, Psc (4,3m, K0). Как мы рады вас видеть! Перед нами – северный пресс или северный винный пресс, кому как больше нравится. 250 световых лет от Земли.

В самом центре Весов идут след в след твёрдой прямой поступью Марс и Юпитер. Хорошая утренняя видимость при чёрном зимнем бархатном небе, 12 градусов над горизонтом. Юго-восточная сторона. С одной стороны – белая звезда α Весов (Lib), Зубен эль Генуби (2,8m, A3), с другой, с левой стороны – оранжевая звезда Зубен эль Акраб (3,9m, K0) и астероид Веста (7,8m). Астероид Эвномия (11,2m) гуляет в нижней части, у основания Весов. Обосновался он в созвездии Гидры, вблизи оранжевой звезды Брахиум, γ Скорпиона, Sco (3,3m, M3/M4). Той самой Гидры, которую когда-то победил отважный Геракл.

11 января к их обществу присоединится Луна. Поднимаясь дальше над Луной, в бинокль можно отыскать шаровое скопление М 5 из созвездия Змеи. Примерно на той же высоте, что α Девы Спика. Неужели мешает лунный свет? Тогда подождём ещё пару дней, не забыв то место, где гостила наша бледнолицая соседка.

Там, где гуляли в 6 утра Марс и Юпитер, спустя пару часов на том же юго-востоке можно поискать, пока ещё не взошло Солнце, Меркурий и Сатурн. Созвездие Стрельца ждёт вас! Звучит, конечно, странно. Летнее августовское созвездие приглашает в гости в разгар января. «Крепитесь люди, скоро лето!», как поёт Олег Митяев. Не очень хорошая утренняя видимость – небо будет уже светлым, градусов 5 над горизонтом. При отсутствии дневного светила у нас есть шансы обнаружить планеты. Лучше, чтобы горизонт был открытым. По блеску Сатурн слабее Меркурия.

13 января Меркурий проходит всего в 0,6° к югу от Сатурна. Чуть больше лунного диска! Тут их не спутать ни с чем! 15 января к их компании присоединится Луна. Для поиска Меркурия Луна всегда была неплохим подспорьем.
Попробуем поискать Сатурн 15 января. Юго-восток, созвездие Стрельца. Меркурий, Сатурн и Солнце составляют равносторонний треугольник со стороной 3°. Солнце в этот день восходит в 9 часов утра. В 8 часов 30 минут  высота ближайшей к Солнцу планеты на московском небе составит  3,5°. Блеск, видимый диаметр и фаза Меркурия будут равны −0,24m,  5″, и 0,84. В это время Сатурн будет маячить где-то левее на высоте 5°, а Луна – 6°.

Уран по-прежнему плавает по Рыбам. Омикрон Рыб (Торкуларис Септентрионалис) начинает тянуть невидимого гиганта в обратную сторону. Попятное движение сменилось прямым. Прямое движение справа налево, теперь у всех планет. Можете проверить! Видимость вечерняя плюс первая половина ночи. Впереди не лучшие времена. Но пока чёрное зимнее небо даёт нам какие-то шансы. И, вообще говоря, неплохие! Добро пожаловать в гости к Рыбам!
Нептун перемещается по Водолею, его движение почти не заметно. Ориентир – звезда Хедар, λ Водолея, Aqr (3,7m, M2). Но Нептун – это не Уран. И блеск у него не такой, и видимый диаметр, и высота над горизонтом. Вечерняя видимость. Не за горами соединение.

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям. Последняя четверть осталась в первой декаде. Это значит, что теперь Луна смещается на утреннее небо, неумолимо убывая с каждым днём, пока не растворится совсем в фазе новолуния. Но пока Луну нашу ожидает серия интересных встреч с представителями мира планет.

Прежде всего, 11 января с южной, с нижней то есть в нашем северном полушарии подойдут Юпитер (−1,9m)  и Марс (+1,4m). Один будет лежать в 3,5° от Луны, второй – в 3,7°. Интереснейшая конфигурация, если учесть ещё, что встреча Марса с Юпитером замечательна сама по себе! 15 января также с юга к Луне подойдёт следующая парочка планет. Это, как вы догадываетесь, Меркурий и Сатурн. Меркурий (−0,2m)  будет находится в 2,5° от Луны, Сатурн (+0,5m) – в 2,0° от нашей соседки. Плюсики у положительных значений блеска мы поставили для наглядности, чтобы подчеркнуть важность перехода через ноль для уже не тёмного, но ещё не дневного сумеречного разноцветного неба. Неба, которому всегда надо приютить разнообразных представителей солнечной семьи, которые не сумели показать себя в другом месте...

17 января в 1,6° к югу от Луны пройдёт Венера (−3,9m). Яркая она, судя по приведённому значению блеска. Но нам от этого не легче. 17 января в 5 часов 16 минут по московскому времени ожидается новолуние. Это значит, что Луна в этот день не видна, а где-то совсем близко будет пребывать жаркое дневное светило Солнце.
А вообще, получилось очень даже интересно! В одной стороне собрались все пять известных с глубокой древности планет. Три из них имеют отрицательный блеск, что архиважно для обнаружения на светлом сумеречном небе. Да ещё образовались две пары: к каждой яркой «отрицательной» планете прицепилась одна «положительная». Как двойные трамваи – Юпитер-Марс и Меркурий-Сатурн.

Много интересного на утреннем небе! Лишний повод для прогулок. Лишний повод во время пробежек и выгуливания домашних питомцев поднять голову вверх и попробовать приобщиться к окружающим нас тайнам мироздания...

Читайте журнал «Наука и жизнь»! Там можно заглянуть немного вперёд и почерпнуть интересную и полезную информацию. И не только о небесных телах.
Удачных наблюдений!