Что можно увидеть на небе в первую декаду января

Середина зимы — не самое лучшее время для изучения достопримечательностей звездного неба, но и в это время года можно услышать его музыку.

7 января 2017 г. Московское небо в 0 часов 0 минут, север. Лира со своей Вегой выходит из-за горизонта, Лебедь, Дракон и Геркулес; звёзды до 6m.
7 января, 0 часов 0 минут, область зенита. Рысь и Возничий, Персей и Жираф.
7 января, 0 часов 0 минут, юг. Большой Пёс с Сириусом; Корма, Единорог, Орион, Заяц и Эридан.
4 октября 2017 г. Московское небо в 0 часов 0 минут, запад.  Уран в звёздных Рыбах, Овен, Треугольник, Андромеда, Кит и Пегас; звёзды до 6m .
7 января 6 ч утра, юго-восток Соединение Юпитера и Марса в звёздных Весах; астероид Веста.
1 января 8.50, юго-восток. Меркурий в Змееносце, Сатурн в Стрельце; Юпитер и Марс в Весах.
5 января 6 ч утра, юго-запад. Луна вблизи Регула во Льве, астероид Церера, галактики М 65, М 66, М 96 и М 105 притаились под львиным брюхом. Рак с рассеянными скоплениями М 44 (Ясли, Улей) и М 67, Секстант, Малый Лев и Гидра.

Для определенности возьмем 7 января, 0 часов 0 минут. Обратим наши взоры на север. Там наполовину выбралась из-за горизонта пернатая Лира. Даже больше, чем наполовину. Середина зимы — не самое лучшее время для изучения достопримечательностей летнего треугольника. Даже такого высоко поднимающегося в наших краях созвездия, как Лира. Но как не уделить ему немного внимания, раз уж оно решилось выглянуть из-за горизонта.

Лира олицетворяет искусство как одну из сфер деятельности человека. Правда созвездие Лиры, как заметил детский писатель Ганс Рей, больше похоже на двухструнную цитру, чем на обычную Лиру. Известно и параллельное одушевлённое название этого созвездия – Ястреб. Поэтому небесную Лиру часто изображают с крыльями. В таком виде изобразил её в своём атласе и Ян Гевелий.

Знаменитая туманность М 57 «Кольцо» осталась в подземном царстве. Зато можно увидеть ярко белую Вегу, α Лиры, – главное сокровище всего северного неба. Именно ее выбрал северный меридиан в рождественскую полночь. По-арабски название звучит как «ваги», что в переводе на русский язык означает название птицы гриф. Белолицая красотка, эталон белого цвета и нулевой звёздной величины. Третья по яркости звезда нашего неба (–0,03m, A0). Вега в 2,5 раза превосходит в поперечнике наше Солнце. По своим физическим характеристикам она похожа на Сириус, только немного крупнее и горячее его. Линии водорода достигают наибольшей интенсивности. Температура поверхности 7-10 тыс. K. Хорошо видны линии ионизованного кальция, наблюдаются слабые линии других металлов. В 1837 году астроном В. Струве успешно определил расстояние до Веги и получил значение 8 парсек. Через 14 тысяч лет Вега станет Полярной звездой.

«Вега казалась самой яркой звездой на небе, но в остальном она едва ли была достойна внимания. – написал известный американский учёный Карл Саган в своём фантастическом романе «Контакт». – Просто одна из нескольких тысяч видимых невооружённым глазом звёзд».

Вега попала точно на северный меридиан — своеобразный выигрыш в космической лотерее! Но карабкаемся дальше! Там извивается длинный небесный Дракон. Смотрит на нашу Лиру сверху вниз. Взирает своим немигающим оком. Неужели решил послушать музыку? Драконья голова начинается острым углом трапеции. Там сверкает оранжевая звезда по имени Гурмиум,  ξ Дракона, Dra (3,7m, K2). До нее 34 парсека или почти 112 светолет.

Шагая по дракону вверх, мы обязательно повстречаем светло-жёлтую Полярную звезду – альфу Малой Медведицы (1,97m, F7). Звезда переменная. Медвежье туловище остается в стороне.

Неподалёку, точнее в 3° левее от Полярной, можно отыскать рассеянное звёздное скопление NGC 188. Блеск  8,1m, видимый диаметр 14′. Разделяет нас 5 тыс. световых лет. Возраст  скопления тоже 5000, но уже миллионов лет. Классификация по Р. Дж. Трамплеру выглядит так: II 2 R. Это значит: отдельная, но слабая концентрация к центру, умеренный диапазон яркости, число звёзд более 100. Скопление хоть и расположилось вблизи Полярной, но относится уже к другому созвездию – Цефея. Поднимаясь вверх, мы вначале захватываем небольшой сектор Цефея, а потом попадаем в гости к Жирафу. Но там как будто ничего бросающееся в глаза не наблюдается.

Точка зенита попала в созвездие Рыси. Большая кошка готова выпрыгнуть из поднебесья в любой момент. По оценке Ф.Ю. Зигеля, это самая бедная звёздами область земного звёздного неба. Рысь по латыни Lynx, сокращённо Lyn.  Созвездие ввёл в конце 17 века Ян Гевелий, чтобы заполнить промежуток между Возничим и Большой Медведицей. В созвездии только две звезды ярче 4-й звёздной величины, но сейчас на них останавливаться мы не будем.

Чтобы попасть в верхнюю точку поднебесья, надо пройти ворота между 2 Lyn (4,4m, А2) и 12 Lyn (4,9m, А3). Между штангами 4 градуса. Но и здесь не обходится без сокровищ. Звезда 12 Рыси – тройная. Вторую компоненту B от главной компоненты A отделяет 2 секунды дуги, а третью компоненту С – 9″. Можно проверить разрешение телескопа и качество неба.
Настало время спускаться вниз по южному меридиану. Из Рыси попадаем в созвездие Возничего. Основной пятиугольник остаётся в стороне. На нашем пути попадается звезда ψ Возничего, Aur (4,8m, K3). Затем незаметно погружаемся в полосу Млечного Пути. Из Возничего попадаем в Близнецы. Пролетая мимо белой звезды по имени  Мебсута, ε Близнецов (3,1m, А3) , почти натыкаемся на белую Альхену,  γ Gem (1,9m, А0).

Из Близнецов мы попадаем в Единорог, Моноцерос (Monoceros). Созвездие не богато яркими звёздами, зато там много звёздных скоплений и туманностей. В том числе Конус и Розетка. Проходит через Единорога и полоса Млечного Пути. Из объектов Нового Общего Каталога (NGC) в назначенный нами день и час ближе всех южному меридиану оказалось рассеянное скопление  NGC 2254 (9,7m, 4′). По Р. Дж. Трамплеру I 2 P. Отдельная,  сильная концентрация к центру, умеренный диапазон яркости, число звёзд менее 50. Удалено скоплен6ие на 7100 световых лет.

Покинув Единорог, попадаем в созвездие Большого Пса (Canis Major), сокращённо Cma. С одной стороны от южного меридиана расположился Сириус, α Большого Пса ( –1,44m, A0). С другой – звезда Мурзим,  β  Большого Пса, CMa ( 1,98m, B1).
Сириус, возглавляющий созвездие Большого Пса, издавна называли также Пёсьей звездой. По-латыни слово собака звучит как «канис». Период летнего зноя и связанный этим отдых от повседневной работы получил название «каникул» — «собачьих дней». В те времена каникулы считались тревожным временем. Существовало поверье, что Пёсья звезда вызывает бешенство у собак и лихорадку у людей. Но мы не будем придавать большого значения несправедливому поверью римлян. А Сириус — отличное собачье имя!

Сириус — самая яркая звезда неба. На ночном небе он может конкурировать с Юпитером, и даже с Венерой. Кроме Сириуса, отрицательным числом блеск выражается ещё у  Канопуса. Звезда Канопус, светло-жёлтый сверхгигант, –0,62m, F0, α Киля (Car), названа в честь предводителя флота мифологического греческого царя Менелая. Есть ещё оранжевый Арктур:  –0,05m, K2. Больше отрицательных звёзд на небе не наблюдается, если не считать Веги (–0,03m, A0), которая чуть-чуть, но отрицательная.
Опускаясь дальше вниз, проходим между голубыми звёздами Адара, ε CMa (1,5m , B2) и Фуруд, ζ  CMa ( 3,0m, B2). Белый цвет иссяк. Начинается голубой. Голубые звёзды горячее белых. Гореть им синим пламенем!

Закончилось наше путешествие с севера на юг. По линии восток-запад будем перемещаться в следующий раз. Теперь можно перейти и к планетам. Что нас порадует в первом месяце самого холодного времени года? О Меркурии с  Сатурном пока не слыхать. Только Марс, Юпитер и 2-3 ярких астероида, которые кружат между орбитами Ареса и Зевса.

На утреннем небе юго-востока Юпитер выходит на смену прекрасной Венере. Условия его видимости налаживаются. Оставив созвездие Девы до лучших времён, гигант продолжает путешествовать по созвездию Весов. В телескоп хорошо видны выстроившиеся в ряд галилеевы спутники и приплюснутый от быстрого вращения полосатый диск. Но высоко планета не поднимается, 15° над горизонтом на ещё тёмном утреннем небе — это всё, что можно обещать!

Огненный Марс встречает Новый год  в Весах вместе с Юпитером. Слева — Юпитер, справа Марс, чуть пониже царя планет. Между ними два с половиной градуса. Совместное появление планет в одном созвездии заслуживает внимания. Выбираться оттуда они не торопятся. Тем более, что закончили они 17-й год, находясь в 3° друг от друга. При не очень хорошем небе для обнаружения планет может потребоваться бинокль.

Утром 7 января ожидайте появление Вифлеемской звёзды. Марс с Юпитером соберутся в тесную конфигурацию – необыкновенное украшение январского неба! Близкое расположение дух разноцветных огней может создать дополнительные оптические эффекты! В 6.39 Марс должен находиться в 0,2° южнее Юпитера. Меньше половины лунного диска! И время самое подходящее для наблюдений! Но недолго им пребывать вместе. Уже на следующее утро планеты разлетятся в разные стороны.

Под двумя планетами в 1° от Марса висит, словно ёлочная игрушка, белая звезда α Весов Зубен эль Генуби (2,8m, A3). Вопреки общим правилам, по блеску она уступает голубой β Весов, Зубен эль Шемали (2,6m, B3). В бинокль можно без труда различить на расстоянии пяти угловых минут от горячей голубой звезды 2,8m желтоватый спутник 5,3m. У обеих звёзд сходные собственные движения, но приличное разделяющее их расстояние может поставить под сомнение их общую физическую природу.
По Весам путешествует также астероид Веста. Неподалёку, в созвездии Гидры, можно отыскать астероид по имени Эвномия. А Церера, астероид №1, который вместе с Плутоном астрономические чиновники 21 века поместили в группу карликовых планет, блуждает по созвездию Льва.

А с какой стороны светит нам Венера? Утренняя звезда это или Вечерняя? А может, дневная? Так или иначе, пришло ей время перейти с одного неба  на другое. Вопрос в том, когда она станет для нас доступна. Начинает Венера новый год в Стрельце. До конца декады будет там и пребывать. Начало не плохое, если не считать, что созвездие это расположено к югу от небесного экватора и поднимается оно у нас летом, а не зимой. Что будет дальше? Скоро узнаем!

Пока мы гадали, где искать Венеру, она решила спрятаться за Солнцем. На 9 января намечается верхнее соединение планеты. В 10 ч утра по местному времени. Это значит, что небесная красотка будет купаться в лучах дневного светила. Солнце закроет Венеру своей широкой горячей спиной. Нам она будет пока недоступна, а для наблюдений придётся дожидаться лучших времён.
Не спеша перемещается по Стрельцу Сатурн. Движение прямое. Приют второму гиганту Солнечной системы согласился предоставить Стрелец. Но там обитает Венера, которая не видна. Значит, нельзя увидеть и Сатурн. А мы обратимся к Меркурию!

Меркурий обитает на утреннем небе. Юго-восток, созвездие Змееносца. И условия его видимости более приличные, чем у Сатурна. До конца декады при светлеющем небе, пока ещё без навязчивого солнечного участия Сатурн с Меркурием можно половить, по крайней мере, при помощи бинокля. Две жёлтые, не столь яркие, но достаточно примечательные планеты. Меркурий движется встречу с Сатурном и переходит из Змееносца в созвездие Стрельца.

Уран по-прежнему плавает по Рыбам. Ориентир — звезда Торкуларис Септентрионалис, ο (омикрон) Рыб, Psc (4,3m, K0). Южная сторона в сторону юго-запада. Потом на запад в районе полуночи. Хорошая ночная видимость. Но это не навсегда. Постепенное смещение в первую половину ночи. До 43° высоты в тёмное время. Бог неба отходит вправо от путеводного омикрона на 4°. Кажется, что планета зависла на одном месте. Так оно и есть! 2 января — стояние. Это значит, что попятное, справа налево, движение, сменяется прямым. Омикрон Рыб начинает  тянуть невидимого гиганта в обратную сторону. Долго он сможет сопротивляться? Прямое движение, справа налево, теперь у всех планет. Можете проверить!

Нептун перемещается по Водолею, его движение почти не заметно. Ориентир — звезда Хедар, λ Водолея, Aqr (3,7m, M2). Всего в 30′ под ней будет обитать морской гигант Солнечной системы. От юго-запада к западу. Неумолимое ухудшение видимости. Вытеснение на вечернее небо. А там он уже не конкурент. Ни звёздам, ни обычным планетам. Но продолжительность тёмного времени зимой спасают дело. Свои 20° над горизонтом в тёмное вечернее время Нептун имеет.

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты  и яркие звёзды. 2 января ожидается полнолуние. Уже следующей ночью, 3 января в 22.26 к Луне на 2,9° с севера (в северном полушарии – сверху) подойдёт рассеянное скопление Ясли, М44. 5 января в 11.37 всего на 0,08° с севера к Луне подойдёт Регул, α Льва (1,4m, B7). Звезда яркая, но уже не отрицательная! Оба сближения видны в наших краях. Не упустите!

А 9 января ожидается последняя четверть. То есть лунная половинка, видимая на утреннем небе. Чаще всего внутрь декады попадает только одна из лунных фаз, а тут нас порадуют две, по очереди сменяющие друг друга. И пусть лунный улов принесёт нам удачу!

Полная Луна, словно часы со стрелками  на стене. Успели от таких отвыкнуть в наше цифровое время? Луна напомнит!  Самое время вспомнить отрывок из стихотворения Александра Галича:

Там, в заоблачной стране,
Мир и тишина.
Там – часами на стене –
На небе Луна.

Проплывёт прозрачный звон
Прогудят басы.
Знай, что это первый сон
Пробили часы.

Что такое Луна? Прекрасная Селена? Ладно сделанное космическое зеркало, освещающее нашу планету по ночам? Может она служить и космическими часами, и гигантским резонатором, помогающим услышать музыку небесных сфер...

Из метеорных потоков следует обратить внимание на Квадрантиды; активность потока приходится на 1-5 января, максимум – 3 января. И всё.  Ни в январе, ни в феврале небесных камней больше не будет. Разве что какие-нибудь слабенькие, мало кому известные потоки, да спорадические одиночки.  Ничего тут больше не скажешь; жаль, что блестящих, неземного происхождения метеоров, прилетает в начале года так мало. Зато прилетают космические лучи, одним из источников которых являются остатки вспышек сверхновых.

Читайте журнал «Наука и жизнь»! Там можно заглянуть немного вперёд и почерпнуть интересную и полезную информацию. И не только о небесных телах.

С Новым 2018 годом!