Учиться, не вставая с дивана

Цифровое обучение сегодня делает образование доступным, как никогда. Возможности и перспективы онлайн-обучения обсудили 10–11 октября на конференции «e-Learning Stakeholders and Researchers Summit 2017» в Москве.

Онлайн-обучение – одна из главных тенденций в развитии современного общества. (Фото: Pixabay.com.)
На пленарном заседании конференции обсудили политику и стратегию онлайн-образования.
За круглым столом обсудили технологии, форматы и пользовательский опыт в цифровом образовании.

Интернет и цифровые технологии прямо сейчас совершают настоящую революцию в образовании. Те, кто никогда бы не смог бы попасть в ведущие университеты мира в качестве обычных студентов, впервые могут учиться там дистанционно. Те, кто продолжал бы работать на нелюбимой работе, не решаясь пройти через традиционную систему высшего образования, теперь имеют возможность сменить карьеру.

Онлайн сегодня учится треть всех студентов в мире (под студентами подразумеваются все, кто получает высшее образование, вне зависимости от возраста). Все больше осознают роль новых образовательных технологий и в России. 10–11 октября в Москве прошла конференция «e-Learning Stakeholders and Researchers Summit 2017», организованная НИУ ВШЭ и платформой онлайн-обучения Coursera.

Платформа онлайн-курсов №1

Огромное внимание на конференции уделили массовым открытым онлайн-курсам (MOOCs). Этот формат онлайн-обучения приобрел широкую популярность благодаря глобальной платформе онлайн-обучения Курсера (Coursera). Ее основали в 2012 году два профессора информатики из Стэндфордского университета. За пять лет идеи онлайн-обучения благодаря Курсере распространились по всему земному шару, а сама платформа стала мировым лидером в сфере цифрового образования. На сайте Курсеры написано: «Мы представляем себе мир, в котором любой человек может изменить свою жизнь, получив лучший в мире учебный опыт». В подтверждение этих слов директор по развитию бизнеса в Курсере Никхил Синха приводит реальную историю жительницы Лондона Шарлотты Стивенс. Курсера оказалась для девушки единственным доступным способом продолжить образование. Курс анализа данных от Университета Джонса Хопкинса позволил ей добиться профессионального успеха.

Сейчас на Курсере зарегистрировано более 28 млн пользователей, из них 1 млн – граждане стран постсоветского пространства (непосредственно в России на Курсере учатся 665 тыс. человек). Как показывают результаты опросов, особенно много пользы Курсера приносит именно русским пользователям. По словам Синхи, 85% прошедших курс или специализацию в России говорят о том, что их карьера пошла в гору, а 35% получили повышение, нашли новую работу или открыли собственный бизнес (если брать пользователей по всему миру, эти цифры составляют только 65% и 28% соответственно). Большинство пользователей Курсеры – действительно люди «рабочего» возраста, а не «студенческого»: 89% из них старше 22 лет.

Онлайн-курсы на Курсере выкладывают самые престижные университеты со всего мира, среди которых – Массачусетский технологический институт, Стэндфордский и Йельский университеты и многие другие. Кроме занятий на отдельных курсах, можно получать специализации (что подразумевает прохождение нескольких связанных по смыслу курсов), а также полноценные магистерские квалификации. Сами курсы бесплатны, однако деньги могут потребоваться для того, чтобы получить сертификат или разблокировать дополнительные опции вроде финальных контрольных заданий.

Введение онлайн-курсов в вузах

В России с Курсерой сотрудничают восемь крупнейших вузов – это ВШЭ, МФТИ, СПбГУ, МИФИ, НГУ, ТГУ, СПбГПУ и МГИМО. Еще у четырех российских вузов – ИТМО, МИСиС, МГУ и УрФУ – есть онлайн-курсы на Национальной платформе открытого образования, которая была учреждена в 2015 году. Главная инициатива по внедрению онлайн-курсов в учебный процесс исходит от ВШЭ. В 2016 году ВШЭ вошла в топ-10 вузов мира по числу онлайн-курсов, выложенных в открытый доступ на Курсере (сейчас на ней есть уже 56 курсов от ВШЭ). Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ, рассказывает о том, что с нынешнего года онлайн-курсы включены в учебный процесс в ВШЭ в обязательном порядке, а в МФТИ есть две магистерские программы, полностью состоящие из онлайн-курсов.

Кузьминов уверен, что повсеместная интеграция онлайн-курсов в учебный процесс могла бы значительно повысить качество образования в России. Спрос на высшее образование в нашей стране один из самых высоких, и государство часто аккредитовывает такие вузы, которые не могут обеспечить одинаково хорошее обучение по всем заявленным дисциплинам. Можно было бы обязать такие вузы замещать традиционное обучение онлайн-курсами там, где они не в состоянии обеспечить надлежащее качество преподавания. При таком подходе студентам региональных вузов линейную алгебру мог бы читать МГУ, топологию – СПбГУ, микроэкономику – ВШЭ и так далее (вплоть до того, что некоторые вузы получили бы право лишь собирать учебные программы из чужих курсов).

Хотя многие верят, что взаимодействие с преподавателями «в реале» более плодотворно, то, что происходит на лекциях и семинарах в реальности, чаще всего не оправдывает ожиданий. И вряд ли кто усомнится в преимуществе онлайн-курсов для заочников, которые, между прочим, составляют 45% от всех студентов. Конечно, решающее значение имеет качество онлайн-курсов. Изобилие в интернете сомнительных курсов, которые читают неспециалисты, понижает доверие к цифровому обучению. Напротив, взаимодействие с широко известной платформой Курсера повышает репутацию как вуза, так и конкретного преподавателя.

Внедрение онлайн-курсов было бы очень выгодно университетам в том числе и с экономической точки зрения, но здесь было бы целесообразно замещать целые блоки дисциплин, чтобы можно было полностью отказаться от услуг преподавателя определенного блока. Экономия составила бы 70% от стоимости традиционных курсов. Однако чтобы это стало реальностью, необходимы действия со стороны государства: нужно, чтобы онлайн-курсы получали аккредитацию и чтобы их можно было оплачивать за счёт бюджетной субсидии. Кроме того, чтобы вузы могли улучшаться, вести научные исследования, необходимо договориться, чтобы государство не забирало сэкономленные на онлайн-курсах средства и не сокращало финансирование образования вообще.

Онлайн-обучение и мотивация

Уильям Кускин, проректор Колорадского университета в Боулдере, делится своим опытом запуска первого онлайн-курса. Он признается, что в какой-то момент почувствовал себя как майор Том из знаменитой песни Дэвида Боуи – плавающим в вакууме. Его терзали сомнения – были ли на самом деле «по другую сторону компьютерного экрана» те десятки тысяч людей, которые записались на его курс? Слушали ли они его? Но потом к нему на почту хлынули электронные письма – студенты приветствовали своего преподавателя, благодарили за замечательную работу, рассказывали истории из жизни, связанные с темой курса. Кускин уверен: в формате онлайн-курса не преподаватель учит студента, но студенты учатся сами, проявляя огромную вовлеченность в процесс.

Мотивация – основа онлайн-обучения, и те, кто им занимается, прекрасно это знают. Как объясняет Маша Тарасюк, контент-менеджер направления «Бизнес» на Курсере, большая заслуга платформы именно в том, что она сумела грамотно организовать обучение и мотивировать людей. Александр Ларьяновский, управляющий партнер и директор по бизнес-развитию онлайн-школы английского языка Skyeng, добавляет от себя, что главная задача платформы онлайн-обучения – найти мотивацию, усилить ее и довести человека до его цели, не допустить, чтобы он бросил все на полпути.

Ларьяновский считает, что с мотивацией меньше всего проблем тогда, когда обучение максимально встроено в повседневную жизнь, поэтому следующим шагом в развитии онлайн-обучения должен быть переход от платформ к образовательным экосистемам. Skyeng уже совершила этот шаг: на 80% студенты учатся благодаря собственной мотивации и лишь на 20% – за счет содержания самого учебного процесса. В Skyeng есть инструменты (приложения, расширения для браузера и т.д.) для того, чтобы студенты получали знания в ходе различных занятий вне учебного процесса – чтения, просмотра сериалов, прослушивания музыки.

Последние тренды

На конференции обсудили также и самые передовые технологии в области цифрового образования: искусственный интеллект, виртуальную реальность и даже блокчейн, на первый взгляд никак не связанный с образованием.

Развитие искусственного интеллекта и технологий больших данных необходимо, чтобы изучать статистику, которую платформы онлайн-обучения предусмотрительно накапливают уже сейчас. В будущем на основе собранной статистики можно будет лучше понять свою аудиторию. С другой стороны, искусственный интеллект работает и внутри самих платформ. Например, сервис «Университет в кармане», созданный для облегчения обучения и экономии времени, поддерживает общение на естественном языке: ему можно задавать вопросы и получать ответы в рамках программ обучения в школах и вузах, кроме того, он способен помочь в написании текстовой работы, подготовке к сессии, поиске помощников в учебе и других задачах.

Впечатляют и возможности виртуальной реальности в обучении. Благодаря 3D-графике можно было бы, к примеру, нагляднейшим образом демонстрировать сложные для понимания физические и химические процессы, поставить человека к виртуальному хирургическому столу или посадить в виртуальный космический корабль. Можно даже представить себе дистанционные групповые занятия с эффектом присутствия и социальным взаимодействием.

Наконец, технологию блокчейн в будущем собираются использовать для хранения и проверки академических данных. Как известно, она была разработана для нужд криптовалюты биткоин и представляет собой тип распределенной базы данных (то есть когда данные хранятся не в одном месте, а распределены между различными узлами компьютерной сети). Сейчас организации тратят немало времени и денег на проверку подлинности документов о высшем образовании, потому что им приходится обращаться к образовательному учреждению с запросом. Но если хранить информацию об успехах и достижениях каждого человека в базе данных блокчейн, все эти процедуры значительно упростятся.

 

На наших глазах образование перерождается, оно становится комфортнее, качественнее, дешевле, появляются возможности, о которых раньше никто не помышлял. Впрочем, бояться за очное образование не стоит: на конференции сошлись во мнении, что цифровая альтернатива не сможет целиком заменить традиционные формы образования. Однако для общества было бы лучше, если бы цифровое и традиционное образование развивались в равной мере. 

Автор: Анастасия Субботина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее