Что можно увидеть на небе во второй декаде октября 2017

Что может быть интересней хитросплетений величественного и прекрасного звёздного неба? За окном октябрь, начинается вторая его декада. Созвездия, как известно, смещаются с каждым часом и каждым днём.

В северной стороне хорошо видна горизонтально ориентированная Большая Медведица. Под Медведицей притаились Гончие Псы. Над ней изогнулись навстречу друг другу Дракон и Малая Медведица со своей Полярной звездой. С одной стороны Медведицу окружают Рысь и Жираф, с другой — продолжает извиваться длинное драконье тело, заканчивающееся небольшой трапециевидной головой.

10 октября 2017 г. 1 ч. Встреча Луны с Альдебараном и Гиадами в Тельце, Уран вблизи звезды Торкуларис Септентрионалис. Близнецы и М 35, Орион и М 42, Треугольник и М 33, Андромеда и М 31.
Нептун в Водолее вблизи Хидора (λ Aqr); 12 октября 0 ч, юго-запад.
Марс с Венерой на рубеже Льва и Девы, Волосы Вероники, Малый Лев, Секстант и Гидра; 12 октября 5 ч утра, восток.
Сатурн в Змееносце, Плутон в Стрельце, Щит со своим М 11.14 октября 19 ч, юго-запад.

В зените вальяжно развалилась Кассиопея, окружённая Ящерицей, Персеем и Андромедой. К западу склоняется осенне-летний треугольник Вега-Альтаир-Денеб – главные светила Лиры, Орла и Лебедя. За небесными птицами следуют Стрела, Лисичка, Дельфин и Малый Конь. На юге во всю свою длину вытянулся небесный Кит, окружённый с четырёх сторон Скульптором, Эриданном, Водолеем и Рыбами. «Рыбьи цепочки» укажут нам на Пегас и Андромеду.

На востоке высоко поднялись Персей и Возничий. Персей расположился непосредственно над Возничим. Можно поберечь крылатые сандалии и прокатиться на небесной коляске. Правее Персея, чуть пониже подмигивает красноватым Альдебараном погружённый в Гиады небесный Телец. Не забывайте, что небо поворачивается, и взаимное расположение находящихся на разной высоте созвездий может изменится. Под Возничим и Тельцом выходят из-за горизонта Близнецы и Орион. В Близнецах притаилась Луна.

А что происходит в это время в мире планет?
Как и на первой неделе, лучшие условия наблюдения у невидимых невооруженным глазом планет – Урана и Нептуна. В распоряжении бога неба вся ночь с утра до вечера. Уран поднимается на высоту до 44° в южной стороне неба. Ориентиром для его поиска служит звезда Торкуларис Септентрионалис, ο (омикрон) Рыб (4,3m, K0). Это вторая звезда первой «рыбьей цепочки». Может быть, не все знают, что на небе Рыбы представляют собой две гирлянды, исходящие из  общей точки — звезды Альриша, α Рыб (3,8m, A2). Дорога вдоль первой цепочки  приведёт нас к туманности Андромеды М 31, а вторая тянется вдоль квадрата Пегаса. Так вот, следующая за альфой Рыб звезда — это и есть звезда с названием омикрон Рыб. Достаточно навести нее бинокль, и на расстоянии трёх лунных поперечников, в 1,5° правее и выше будет видна открытая Уильямом Гершелем седьмая планета Солнечной системы.

По Водолею плывёт небесный Нептун. Появляясь на вечернем небе, планета заходит за горизонт только во второй половине ночи. Отыскать бога морей можно в 30′ ниже и левее λ Водолея – Хидора (3,7m, M2). Такое впечатление, что небесный инопланетянин – Водолей собрался его проглотить.

А как же планеты видимые? Тёмной глубокой ночью как будто никого нет. На фоне синего вечернего сумеречного неба невысоко над горизонтом в юго-западной стороне можно увидеть жёлтый Сатурн. Чем темнее небо, тем ниже он опускается. Перемещается планета по Змееносцу недалеко от Стрельца, Щита, Скорпиона и других достопримечательностей летнего неба. В телескоп можно разглядеть его кольцо.

На утреннем небе в окружении Девы собираются Венера и Марс. Венеру не спутать ни с чем – яркий  белый фонарь на начинающем светлеть синеватом небосводе. Марс не такой яркий, но простым глазом заметен хорошо, даже на небольшой высоте. Бросается в глаза его характерная ржавая окраска. 12 октября Венера проходит в 1° над звездой Завия (β Девы, 3,6m, F8). Завия от нас отделена 36-ю световыми годами. Не так уж и много. Возможно, когда-нибудь мы туда доберёмся, тем более, что звезда, как и наше Солнце, жёлтая, хотя и более светлая. Венера переходит из Льва в Деву 10 октября, Марс — 13 октября.

15 октября Марс, Завия и Венера составят почти равнобедренный треугольник. Завия в середине, в 2,5° правее от неё будет сиять Венера, а в 3° левее — Марс. Как видите, треугольник  получился не совсем равнобедренный, но идеальные фигуры обитают только в геометрии.

Меркурий покинул компанию планет-соседей и устремился навстречу Солнцу. Юпитер пока ещё пребывает по другую сторону нашего дневного светила.  Но это всё происходит в созвездии Девы, где собрался великолепный квартет из четырёх планет Солнечной системы.

Информация об условиях видимости планет собрана в таблице. Видимость, как известно бывает вечерняя, утренняя и ночная. При вечерней видимости объект проступает на определённой высоте с началом тёмного времени после захода Солнца и своими силами постепенно опускается за горизонт.

При утренней видимости планета появляется перед восходом Солнца при начинающем светлеть небе. При ночной видимости светило восходит с заходом Солнца и заходит при его восходе. Возможно смещение на несколько часов в ту или иную сторону, но сути это не меняет.

При вечерней видимости нас интересуют время захода  и высота над горизонтом сразу после захода дневного светила.  При утренней видимости используются высота перед восходом Солнца и время восхода планеты. При ночной видимости используется высота в верхней кульминации. т. е. при пересечении  южного меридиана.

nebo_oct2017_2-table.jpg
Луна с 12 октября входит в последнюю четверть, и 19 октября можно будет наблюдать новолуние.

Во вторую декаду октября на своем пути спутник Земли встретит одну из ярчайших звезд ночного неба Регул (α Льва) и четыре планеты. Информация об этих встречах приведена в таблице. В колонке «Расстояние» указано, на сколько градусов и с какой стороны: севера (С) или юга (Ю), объект приблизится к Луне.

table2_Paxom2.jpg