На щите нашли древнейшую в Германии станковую живопись

Хотя сохранилась она плохо, удалось выяснить некоторые подробности о технологии росписи

Реставратор работает с щитом возрастом около 1700 лет. Фото: Peter Endig

В 1990 году в Гоммерне (Германия, недалеко от Магдебурга) нашли богатую могилу германского «князя». Погребенному было около 30 лет, его захоронение называют одним из важнейших погребений римского времени в центральной части страны.

В нём обнаружили золотые гривну и фибулу, серебряные детали пояса, шпоры, нож, монеты и наконечники стрел, разнообразные сосуды. Однако одна из самых интересных находок – это часть деревянного щита. Его много лет реставрировали в Музее первобытной истории в Галле. Вскоре щит станет частью экспозиции и, видимо, в преддверии этого события реставратор Кристиан-Генрих Вундерлих (Christian-Heinrich Wunderlich) решил поделиться результатами работы.

Самых главных результатов два: во-первых, на щите нашли остатки красок, а во-вторых, его возраст – около 1700 лет. Это делает находку самым древним образцом станковой живописи в Германии. Правда, разобрать, что именно было нарисовано на щите, не получилось – его поверхность сохранилась плохо. Зато реставраторы узнали несколько деталей технологии росписи. Щит сначала покрыли мелом и известью, потом нанесли краску в несколько слоёв. Удалось определить и цвета красок, которые использовались. Это «египетский синий» и киноварь. И если первая краска была широко распространена в Римской империи, то вторая – довольно редкая, её в то время получали всего в нескольких местах Средиземноморья. «Эти пигменты были недешёвыми, и, скорее всего, были римскими импортами», – считает Кристиан-Генрих Вундерлих.

Интересно, что по свидетельству римского историка Тацита, германские воины не любили богато украшенного оружия. Единственным исключением был щит, который расписывали специально отобранными красками. Именно такие щиты положили начало станковой живописи в Германии. Этот факт отразился даже в языке: «щит» по-немецки – это «schild», а рисовать – «schildern».

По материалам The Art Newspaper.

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее