Пластик вредит фотосинтезирующим микробам

Добавки, содержащиеся в пластмассах, замедляют фотосинтез у морских бактерий.

Большинство пластмасс считаются биологически инертными и весьма стабильными химически. Поэтому, когда говорят о пластиковом загрязнении, то имеют в виду постепенное измельчение пластмассовых отходов до микрочастиц – такие частицы могут стать проблемой, проникая в организм и накапливаясь в разных тканях.

Бактерии Prochlorococcus под электронным микроскопом. (Фото: Chisholm Lab / Flickr.com

Однако в пластмассах есть «непластмассовые» вещества – разнообразные добавки, которые нужны при производстве пластика и которые улучшают его свойства. Это и остатки катализаторов, и остатки веществ-растворителей, и пластификаторы, красящие вещества, антиоксиданты, добавки, защищающие от микробов и ультрафиолета, и т. д. Кроме того, некоторые пластмассы могут впитывать просто какие-то посторонние вещества извне. Подобные соединения далеко не всегда безобидны, и притом они могут уходить из пластмасс в окружающую среду – например, в морскую воду.

Как такие химические добавки в пластмассах могут влиять на живые организмы? Исследований на эту тему пока мало. Один из примеров – работа сотрудников Университета Маккуори, опубликованная в Communications Biology. Они экспериментировали с двумя штаммами морских бактерий Prochlorococcus. Это одни из главных поставщиков кислорода в атмосферу: их доля кислорода составляет 10%; кроме того, будучи одними из самых многочисленных микробов, они играют важную роль в морских пищевых цепях.

Бактерии Prochlorococcus обрабатывали растворами со «сточными» веществами из двух видов пластмасс: из полиэтилена высокой плотности и из поливинилхлорида. Оба бактериальных штамма, хотя и взятые с разных глубин, реагировали в целом одинаково: бактерии хуже росли и хуже фотосинтезировали, что сопровождалось масштабными изменениями в активности генов. Можно сказать, что из-за веществ, которые содержатся в пластмассах, мы лишаем себя какой-то части кислорода.

Конечно, пока нельзя сказать, насколько силён этот эффект на уровне больших морских экосистем, и пока неясно, какие именно вещества так действуют на фотосинтезирующих бактерий. Но в любом случае было бы полезно найти способ уменьшить долю таких веществ в пластмассах (если уж совсем отказаться от пластика мы не можем) – от этого выиграли бы не только бактерии Prochlorococcus, но и много кто ещё.