Подлёдный кратер

В Гренландии под километровым слоем льда обнаружен крупный метеоритный кратер.

Искать крупные метеоритные кратеры на поверхности Земли не так просто, как может показаться на первый взгляд. Падение крупного метеорита – это достаточно редкое явление, даже по геологическим меркам, и происходит не каждый миллион лет. Естественно, что за такое время место падения может измениться до неузнаваемости, так, что даже с высоты птичьего полёта не будет заметно никаких следов древней катастрофы. Исключения, конечно, случаются, вроде знаменитого Аризонского кратера, сохранившегося практически в первозданном виде, но на то они и исключения. Есть участки суши на планете, где для поиска кратеров не помогут никакие гугл-карты, потому что если туда и прилетали крупные метеориты, то все следы скрыты под километровыми толщами нетающих льдов. Два таких места на земле – это Антарктида и Гренландия.

Фото: NASA/Goddard/Maria-José Viñas/Flickr.com https://www.flickr.com/photos/gsfc/20769799409/
Воссозданная топография поверхности, находящейся под ледником, на которой отчётливо виден метеоритный кратер. Фото: Natural History Museum of Denmark, Cryospheric Sciences Lab, NASA Goddard Space Flight Center, Greenbelt, MD, USA https://svs.gsfc.nasa.go

Однако заглянуть под толщу льда всё-таки можно – для этого существуют специальные радарные системы, которые устанавливаются на самолёт или вертолёт. Пролетая над интересующей областью, исследователи с помощью таких радаров фиксируют не только профиль поверхности, скрытой льдами, но и особенности строения ледяного слоя. Гренландия в этом плане очень хороший объект для исследования: это самый большой в мире остров, большая часть которого покрыта толстым слоем льда, но в отличие от Антарктиды добраться до неё существенно проще, да и климат в Гренландии намного теплее.

Есть ещё один момент, подстёгивающий интерес к изучению Гренландии. До недавнего времени на территории Гренландии не было известно ни одного метеоритного кратера, впрочем, подо льдами их долгое время никто искать и не пытался. С середины 90-х годов благодаря программам NASA по изучению полярных льдов исследователи стали получать данные о строении ледяного панциря Гренландии и в том числе о структуре суши под ним. Благодаря этой информации в северной части острова на границе ледника была обнаружена впадина диаметром 31 километр, по форме очень напоминающая метеоритный кратер.

Чтобы подтвердить эту гипотезу потребовалось ещё раз более тщательно просветить радаром гренландский лёд в этой области, а также изучить образцы породы, полученные из пробуренных неподалёку скважин. Оказалось, что действительно, Гренландию некогда поразил крупный железный метеорит диаметром около полутора километров, который оставил после себя хорошо сохранившийся кратер. В пользу того, что этот кратер именно метеоритный, а не какой-нибудь вулканический, говорит и высокое содержание железа в породах, и специфическое строение минералов в образцах породы и характерная центральная горка, образующаяся под действием ударных волн.

Что пока не удалось точно установить, так это время образования гренландского кратера. Можно точно сказать, что он образовался в период Плейстоцена, который начался 2,5 миллиона лет назад и закончился около 12 тысяч лет назад. Непонятно также была ли Гренландия покрыта льдами в момент падения метеорита. Уникален же найденный кратер тем, что это единственный из известных кратеров такого большого размера, хорошо сохранивший свою структуру. Кроме того это фактически первый доказанный подлёдный метеоритный кратер.

По материалам Science Advances