Забота о детях помогает гориллам в любви

Самцы горилл, которые много времени проводят с детёнышами, пользуются большей благосклонностью самок.

(Фото: leonidp / Depositphotos
Самка гориллы с детёнышем. (Фото: RobHainer / Depositphotos

Люди и гориллы – единственные из приматов, у которых отцы тесно общаются с детьми. Поэтому родительское поведение горилл стараются исследовать как можно детальнее – это может много рассказать нам о том, как в ходе эволюции складывались семьи в сообществах наших предков. И вот некоторое время назад сотрудники Северо-Западного университета, наблюдавшие за дикими гориллами в лесах Руанды, обнаружили нечто необычное: самцы обезьян заботились о детёнышах, не обращая внимания на то, чьи они.

Дело в том, что гориллы живут группами, возглавляемыми опытными и сильными альфа-самцами. В группе ещё есть несколько самок и их детёныши. Молодые самцы, подрастая, уходят искать себе собственный гарем, но часто они остаются в той же группе, где и родились. С семьями горилл может происходить разное, но до сих пор считалось, что право на самок самцы отвоёвывают друг у друга демонстрациями силы. Поэтому тем удивительнее было обнаружить, что больший репродуктивный успех сопутствует не только самым могучим самцам, но и тем, которые много времени проводят с детёнышами, часто с ними играют, чистят им шерсть и т. д. Даже с учётом социального ранга самца, возраста и ряда других факторов, всё равно получалось, что тем, кто больше заботится о маленьких гориллятах, больше везёт и с самками, и они оставляют больше потомства.

И, как было сказано выше, особенно важно, что чадолюбивые самцы одинаково общались с любыми детёнышами в их группе. То есть самки, очевидно, оказывались более благосклонны к тем кавалерам, которые обещали быть хорошими отцами. Подробно результаты наблюдений описаны в Scientific Reports.

Возможно, что на заре эволюции людей человеческая семья складывалась именно по такому пути: в полигамных группах преимущество получали те мужчины, которые заботились о детях лучше других – пусть они и не хранят верность, но уж за детьми точно помогут присмотреть.

Правда, у мужчин, когда они становятся отцами, падает уровень тестостерона (и не только – подробно о гормональных изменениях, сопряжённых с отцовством, можно узнать из нашей статьи). Считается, что причиной тому общение с детьми. Но если у самцов горилл от общения с гориллятами тоже падает тестостерон, их это ставит в невыгодное положение относительно других самцов. Впрочем, возможно, что у горилл забота о детёнышах и высокий уровень тестостерона не исключают друг друга.

По материалам Phys.org