Имитацию марсианской пыли будут продавать вразвес

Испеченый в микроволновке марсианский грунт позволит протестировать земные растения на совместимость с Марсом.

Марсианский реголит в кратере Гейл, фото выполнено аппаратом Curiosity. (Фото: NASA)
Имитация грунта внешне похожа на реголит. (Фото: University of Central Florida)

Любой исследовательский аппарат перед отправкой на Марс тщательно тестируется в условиях, которые имитируют поверхность красной планеты. Для этого космические агентства изготавливают килограммы смесей, которые схожи по свойствам с марсианским грунтом.

У NASA, Европейского космического агентства (ESA), японских и китайских специалистов есть свои рецепты, и все они разные. В NASA, например, измельчают базальт из пустыни Мохаве или вулканический грунт с Гавайев. И хотя имитации иногда очень похожи на то, что мы видим на фотографиях марсианского реголита, они не идеальны. На каком-то грунте можно обкатать «ровер», но нельзя что-либо вырастить, или использовать для отладки научного оборудования. Кроме того, такие смеси недоступны для университетских исследователей.

В Университете Центральной Флориды решили исправить ситуацию и создать универсальный состав для имитации поверхности Марса, благо в распоряжении Кевина Кэннона (Kevin Cannon) и его коллег были свежие данные с аппарата Curiosity, который бурил и анализировал марсианский реголит в кратере Гейл. С помощью научной станции удалось среди прочего выяснить, в какой пропорции на поверхности планеты смешаны кристаллические и аморфные частицы (например, на Земле в аморфном состоянии находится вулканическое стекло). Кроме того, Curiosity исследовал химические компоненты реголита.

В рецепт, опубликованный исследователями в журнале Icarus, вошли анортозит из округа Стиллуотер, лабрадор, добытый на Мадагаскаре, пироксены из Бразилии, оливин с юга США и еще несколько минералов. Если вы захотите сделать имитацию грунта самостоятельно, вам придется все это мелко измельчить, смешать часть измельченных минералов с водой, добавить небольшое количество метасиликата натрия (используется при изготовлении стекла), и запечь в микроволновке. Получившийся «булыжник» нужно затем превратить в подобие песка и добавить остальные минералы.

«Марсианский» грунт цветом оказался похож на реголит. Анализ спектра, физических свойств и химических компонентов показал, что имитация удалась с довольно высокой точностью. Исследователи подчеркивают, что не скрывают свой рецепт и призывают пользоваться им других ученых.

Кроме того, университет будет продавать готовый искусственный реголит по цене около 20 долларов за килограмм; агентство NASA заранее заказало около полутонны. Возможно, вскоре мы точно узнаем, могут ли расти в марсианском реголите, например, яблоневые саженцы.

Автор: Сергей Сурженко