Для «шапок» с острова Пасхи сделали 3D-модели

Трёхмерные изображения помогли больше узнать о том, какую роль для островитян играли их знаменитые гигантские статуи.

«Шляпы»-пукао с острова Пасхи. (Фото: Carl Lipo / Laboratory Equipment.)
Реконструкция истукана с острова Пасхи со «шляпой» на положенном ей месте. (Фото: Bjarte Sorensen / Wikimedia.)
3D-модели пукао. (Фото: Sean W. Hixon et al. / Advances in Archaeological Practice, 1-16. doi:10.1017/aap.2017.28.)

Остров Пасхи известен своими многотонными статуями – моаи. Скульптуры сделаны из спрессованного вулканического пепла, всего их около 900. Считается, что моаи возвели между 1250 и 1500 годами н. э. По поверьям местных жителей, в них заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи.

Не так давно стало известно, что на головах некоторых моаи были своеобразные «шапки» – пукао, выглядящие как крупные цилиндрические камни. Их делали из той же породы, что и статуи. Исследователи из Бингемтонского университета (штат Нью-Йорк), Университета штата Пенсильвания и других научных центров сделали трёхмерные модели 50 пукао, которые упали с голов моаи, и сравнили их с 13 «шапками», не успевшими покинуть каменоломню.

3D-изображения создавали с помощью фотограмметрии – эта методика позволяет создать точные трёхмерные модели из серии фотоснимков. Главное достоинство такого способа – его дешевизна, ведь фотоаппарат (даже вместе со специальными программами) стоит намного меньше, чем современные 3D-сканнеры. Результаты работы опубликованы в журнале Advances in Archaeological Practice.

3D-модели позволили разглядеть на пукао новые петроглифы и отметки, которые помогли больше узнать о том, что значили для острова статуи и их «шапки». По мнению исследователей, обнаруженные знаки говорят о том, что в создании и установке статуй участвовало множество людей. Этот процесс объединял сообщество, что помогало избегать конфликтов, обмениваться информацией и ресурсами. Таким образом, возведение статуй вело к процветанию рапануйцев (самоназвание пасхальцев).

Авторы статьи подчёркивают, что время работает против петроглифов – они исчезают из-за эрозии. Поэтому знаки необходимо как можно скорее задокументировать (в том числе с помощью 3D-моделей). Это позволит получить новую информацию о древней культуре рапануйцев.

 По материалам Laboratory Equipment.

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее