На Чукотке будут изучать китов

Специалисты по китообразным из Московского государственного университета впервые добрались до чукотских косаток и горбачей.

Горбатый кит. (Фото: Александр Боровик.)
Группа исследователей с заместителем директора по науке национального парка Максимом Антипиным. (Фото: Игорь Бобырь.)
Хвост горбатого кита. (Фото: Александр Боровик.)
Яхта исследователей. (Фото: Игорь Бобырь.)
Косатка. (Фото: Александр Боровик.)

Киты путешествуют по океану, преодолевая огромные расстояния, и наблюдать за ними непросто: нужно следить за состоянием популяции везде, куда она приходит во время миграций.

Например, в Тихом океане горбатые киты и киты косатки постоянно курсируют между севером и югом: на юг, к Японии, Гавайским островам, Филиппинам и Мексике они уходят при приближении зимы, и здесь размножаются, а потом, летом, поднимаются в северные воды для нагула.

В частности, их можно увидеть у берегов Камчатки, у Командорских островов и Чукотке. Но если на Камчатке и Командорах китов изучают уже семнадцать лет, то на Чукотке таких исследований до последнего времени не проводили.

И вот наконец в нынешнем году в национальный парк Берингия из Московского государственного университета прибудут несколько специалистов по китообразным. Иван Федутин, Ольга Филатова, Ольга Титова и волонтер останутся на Чукотке до 12 сентября, наблюдая за китами с базы в заливе Гильмимыль.

Цель экспедиции – понять, где здесь китов особенно много, какие их виды тут присутствуют и как они мигрируют. Основные объекты изучения – горбач и косатка; их нужно будет фотографировать, собирать генетические пробы, а у косаток еще и записывать их голоса.

Есть разные предположения о том, какие косатки сюда приходят и как они вообще себя тут ведут – например, существует вероятность, что на Чукотку заходит американская часть популяции, которая перемещается между Гавайями и Аляской. Однако эти предположения нужно как-то проверять, а между тем в фотокаталогах, собранных на Камчатке, фотографии чукотских косаток (как и горбатых китов) отсутствуют вообще.

Вообще, на сегодняшний день все, что известно о китах Чукотки – это сведения, полученные в 60-х годах на китобойных судах, на которых делали промеры и смотрели содержимое желудка китообразных. Гарпунные метки, поставленные в то время на горбачей, дали совсем невысокий результат – из семидесяти меток вернулось только три. 

Исследованиями, которыми собираются проводить зоологи из МГУ, до сих пор тут никто не занимался. Что-то похожее делала в 2005 году экспедиция Александра Бурдина в Анадырском заливе, но именно до Чукотки пока никто не добирался – Ольга Филатова и ее коллеги оказались тут первыми «китоведами». По словам самой Ольги, «что на Чукотке происходит с косатками – пока не понятно. На Камчатке встречается два разных экотипа – рыбоядные и плотоядные, которые друг с другом никак не перемешиваются. Судя по тому, что нам удалось предварительно узнать – на Чукотке в основном плотоядные косатки, которые охотятся на моржей и серых китов. Есть ли здесь рыбоядные, и какие здесь плотоядные – то, что нам предстоит узнать».

Уже первые дни экспедиции оказались весьма плодотворными – исследователям удалось взять пробы у нескольких горбачей в бухте Ткачен. В отличие от Камчатки и Командорских островов, где киты встречаются только в открытых водах, на Чукотке они заходят во фьорды и подходят совсем близко к берегу, так что работать с ними тут проще.

Внести свой вклад в исследования может каждый житель и гость Чукотки. Если вам удалось сфотографировать нижнюю лопасть хвоста горбатого кита или плавник и седловидное пятно за ним у косатки, присылайте снимки на адрес национального парка – они будут использованы при составлении каталогов для фотоидентификации.

По материалам пресс-службы национального парка Берингия.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее