Исследователи космоса увидели Ивана Грозного

При помощи мультиспектральной съемки  для космических исследований сотрудники ИКИ РАН «увидели» портрет царя Ивана IV Грозного на переплете «Апостола».

Портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова (1564) из фонда ГИМ. Фотосъёмка в узкополосном диапазоне спектра (длина волны 730 нм) с последующей обработкой.
Реконструкция внешнего вида Ивана IV по черепу, выполненная антропологом Михаилом Герасимовым (ru.wikipedia.org).
Переплет с тиснением одного из «обычных» экземпляров «Апостола»
Фронтиспис и заглавная страница «Апостола» (ru.wikipedia.org).

В собрании Государственного исторического музея хранится уникальный подносный экземпляр книги «Апостол», напечатанной в 1564 году Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем,  – первой датированной напечатанной книги в России. Он был преподнесен создателями царю Ивану IV Грозному в знак благодарности за поддержку печатного дела.

Еще в XIX веке исследователи заметили, что на его кожаном переплете имеется какое-то практически исчезнувшее изображение. Вытисненное на коже, оно со временем разгладилось, и в настоящее время уже почти не видно невооруженным глазом. Историки называют такие изображения угасшими.

Для восстановления изображения сотрудники Института космических исследований (ИКИ) РАН и Государственного исторического музея (ГИМ) использовали так называемый метод мультиспектральной съёмки, подразумевающий получение массива фотографий объекта в различных диапазонах длин волн. Его уже давно широко используют для исследования из космоса поверхности Земли и других планет.

Для изучения книг исследователи делали множество фотографий под разными углами освещения в диапазоне длин волн от ультрафиолетового до инфракрасного с шагом в 40 нанометров. Полученный набор снимков затем обрабатывался с помощью специальных алгоритмов, разработанных сотрудниками ИКИ РАН и их коллегами из других организаций.

Это позволило увидеть микротопографию поверхности переплёта: мельчайшие неровности, трещины и углубления. В результате такого исследования можно в буквальном смысле слова «увидеть невидимое»: угасший портрет, стертый архаичный текст, осыпавшуюся от времени миниатюру.

Оказалось, что в данном случае наиболее эффективно использовать инфракрасный диапазон – в частности, переплет "Апостола" снимали в отраженном свете с длиной волны 730 нм (этот диапазон уже относится к инфракрасному, но ещё воспринимается глазом). Поверхность переплета освещалась боковым светом, а высота и азимут положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф.

В результате обработки полученных снимков удалось получить очертания лица. Историки полагают, что это единственный достоверный прижизненный портрет царя Ивана IV Грозного. Он был выполнен, вероятно, в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке кожаного переплета вместе с двуглавым византийским орлом – новым гербом русских государей. Это  совершенно уникальная находка, поскольку раньше достоверных изображений Ивана IV историки не имели, располагая  только реконструкцией внешнего вида Ивана IV по черепу, выполненной известным антропологом Михаилом Герасимовым.

«Проявленный» таким образом портрет в свою очередь станет предметом изучения для историков. В частности, предстоит установить, кто автор этого портрета. Возможно, им мог быть единственный известный нам русский художник, освоивший в середине XVI в. западную технику гравюры на меди – Феодосий Изограф, сын знаменитого живописца Дионисия. Исследователи также хотят попытаться восстановить более тонкие детали изображения.

Второй не менее уникальный памятник из фондов Отдела рукописей ГИМ, который был исследован с помощью мультиспектральной съёмки – один из самых древних глаголических палимпсестов кирилло-мефодиевской традиции. Палимпсест – пергаментая рукопись, написанная поверх смытого (стертого) более раннего текста. В результате смытый древний глаголический текст удалось восстановить.

Семь листов из древнего глаголического кодекса были вплетены в качестве вставки с новым содержанием в сербскую рукопись XIV в. Восстановленный текст выполнен мелкой круглой глаголицей, вероятно, в X–XI вв. и содержит, по меньшей мере, канон на Рождество Христово, несколько тропарей которого уже удалось расшифровать. Сохранилось лишь около полутора десятков ранних глаголических памятников кирилло-мефодиевской эпохи, поэтому полное прочтение нового глаголического текста станет событием мирового масштаба.

Эта работа проведена в рамках соглашения между ИКИ РАН и ГИМ, подписанного в марте 2017 года, предполагающего применение самых современных  естественнонаучных методов и приборной базы ИКИ РАН для исследований различных объектов, входящих в коллекции Государственного исторического музея.

Ее выполнили А.В. Андреев (ИКИ РАН), М.Н. Жижин (ИКИ РАН) и Е.В. Уханова (ГИМ). К дальнейшим исследованиям в этой области планируют присоединиться также специалисты из Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», Московского государственного университета геодезии и картографии, Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР).

Указанные находки представлены на стенде ГИМ в рамках XIX Международного фестиваля музеев «Интермузей 2017», который открылся в Москве 25 мая и продлится до 29 мая.

По материалам ИКИ РАН

Автор: Алексей Понятов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее