В Португалии нашли череп «протонеандертальца»

Новые останки оказались одними из самых древних, найденных в Западной Европе.

Исследователи из Лиссабонского университета вместе с коллегами из Испании, Германии и США описывают в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences найденные в Португалии фрагменты черепа, чей возраст оказался около 400 тысяч лет. Останки обнаружили в пещере Ароэйра в конце раскопочного сезона 2014 года, и перевезли в лабораторию вместе с окружающей породой. На извлечение костей ушло больше двух лет.

Реконструкция неандертальца, жившего около 70 тыс. лет назад. (Фото: Ceeyefaitch / Flickr.com.)
Череп из пещеры Ароэйра. (Фото: Daura J. et al. / PNAS.)
Рубила из пещеры Ароэйра. (Фото: Daura J. et al. / PNAS.)

Череп сохранился не полностью: от него остались часть черепной крышки, фрагменты челюсти и костей носовой полости, а также частицы двух зубов. Это самые старые человеческие останки, когда-либо найденные в стране, и одни из самых древних в Западной Европе. Останки обнаружили вместе с рубилами – орудиями, типичными для ашельской культуры. Недалеко лежали кости животных со следами огня. Датируются находки промежутком между 390 и 436 тысячами лет назад.

Неполная сохранность черепа не позволяет точно определить вид человека, которому принадлежали кости. В нем есть ряд черт, которые долго считались неандертальскими, а также некоторые сходства с черепами примерно того же времени из Испании, Франции и Италии. Новая находка может не только прояснить происхождение неандертальцев, но и рассказать о путях расселения древних Homo по Европе.

По материалам Ancient Origins, Christian Science Monitor.