Почему мама должна быть слева

Привычка матерей держать младенцев на левой руке уходит корнями вглубь эволюционной истории млекопитающих.

Мозг позвоночных функционально ассиметричен, то есть его полушария специализируются на выполнении разных задач. И работают они тоже по-разному: если правое полушарие действует быстро и одновременно контролирует различные процессы, то левое работает медленнее, зато более обстоятельно. Таким образом, для многих животных вопрос «слева или справа» оказывается жизненно важным.

Сайгачонок держится справа от мамы. (Фото: Карина Каренина и Андрей Гилев.)
Овцебыки пасутся вместе на Таймыре. (Фото: Карина Каренина и Андрей Гилев.)
В море тоже справа от мамы спокойнее. (Фото: Карина Каренина и Андрей Гилев.)
Детеныш кенгуру хоть уже и довольно большой, но продолжает смотреть на маму левым глазом. (Фото: Карина Каренина и Андрей Гилев.)
Андрей Гилев и Карина Каренина за работой. (Фото: Карина Каренина и Андрей Гилев.)
Выпускная фотография курсов медсестер по уходу за младенцами в Дублине, 1912 год. Обратите внимание, как женщины держат детей. (Фото: Kirkpatrick, 1913, ‘‘The Probationers of the Hospital, 1912.)

Как известно, информация от зрительных анализаторов поступает в мозг перекрестным образом – в правое полушарие от левого глаза, а в левое от правого. И потому к потенциальной опасности животные стараются повернуться левым боком – потому что то, что видно слева, уйдет в быстрое правое полушарие.

Но опасность – не единственное, что определяет разделение окружающего мира на левую и правую части; есть ещё и социальная жизнь. Действительно, асимметрия мозга особенно сильно выражена у социальных животных, ведь им нужно взаимодействовать с разными индивидуумами в своей группе, уметь отличать их друг от друга, уметь управлять социальными связями. А среди социальных связей самая важная – это связь между матерью и детенышем.

В статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution говорится, что детеныши многих млекопитающих предпочитают держать мать в поле зрения левого глаза. За восемь лет наблюдений в самых разных частях света, от Тасмании до Таймыра, зоологи Андрей Гилев и Карина Каренина под научным руководством доцента СПбГУ Егора Малашичева изучили поведение 175 пар самок и их детенышей из десяти видов морских и сухопутных млекопитающих, среди которых были моржи, косатки, белухи, лошади, северные олени, сайгаки, овцебыки, южные гладкие киты, разные виды кенгуру.

У всех этих зверей взаимоотношения между матерями и их зверятами относятся к так называемому «следующему типу» – то есть детеныши всегда следуют за матерью; кроме того, глаза у всех них расположены латерально, по бокам головы. Исходя из того, что мы знаем про правое полушарие, вполне понятно, почему детеныши смотрят на мать левым глазом: она – исключительно важный социальный объект, и мозг быстрее узнает ее, если увидит слева.

Подобная поведенческая асимметрия свойственна и людям: известно, что женщины (в том числе левши) предпочитают держать младенца на левой руке. Исследователи не исключают, что такое положение ребенка, обеспечивающее зрительный контакт через левые глаза, способствует нормальному развитию правого полушария, которое отвечает за социальное и игровое поведение. В свою очередь, своевременная и правильная зрительная активация может помогать социализации ребёнка, ослабляя риск развития таких расстройств, как аутизм.

Авторы работы показали, что привычка держаться справа от матери, по всей видимости, имеет довольно глубокие эволюционные корни. По словам Егора Малашичева, «асимметрия мозга и связанная с ней специализация полушарий возникла у позвоночных, скорее всего, один раз, но проявляется в разной степени в зависимости от особенностей вида. Например, латерализация мать–детёныш может быть выражена у социальных видов, а у несоциальных – нет, так как среди таких видов у неё нет функциональной роли и потому она не поддерживается естественным отбором.

В поведении рыб асимметрия есть – к своей стае они стараются пристроиться справа, – но вот про поведение рыб-матерей и мальков пока что ничего неизвестно. Среди птиц такая же поведенческая асимметрия известна пока только для одного вида – австралийской сороки. А вот про млекопитающих мы можем сказать твёрдо – скорее всего, у всех или, по крайней мере, у большинства».

Биологи намерены продолжать исследования и собрать данные по другим видам животных. Если судить по уже накопленному материалу, то мы вполне можем предположить, что подобные проявления поведенческой латерализации вообще характерны для позвоночных со сложной социальной жизнью.

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее