Динозавры выводились из яиц очень долго

Некоторые динозавры тратили на эмбриональное развитие по полгода.

У птиц эмбриональное развитие протекает довольно быстро – у разных видов, понятно, сроки вылупления птенцов из яиц разные, но в целом никто не сидит в яйце дольше трёх месяцев.

Реконструкция протоцератопса Protoceratops andrewsi. (Фото Nobu Tamura / Wikipedia.)
Трёхмесячный эмбрион протоцератопса. (Фото: Gregory Erickson / Florida State University.)
Реконструкция гипакрозавра. (Фото: Debivort / Wikipedia.)
Останки эмбриона гипакрозавра. (Фото: Darla Zelinitsky / University of Calgary.)

Современные рептилии в этом смысле более медлительны: даже те, у кого яйца по размеру схожи с птичьими, тратят на эмбриональное развитие в два раза больше времени. А как в таком случае обстояли дела у динозавров? С одной стороны, динозавры – рептилии, с другой, птицы – их прямые потомки. Большинство исследователей полагают, что «скоростное» развитие птицы унаследовали как раз от древних ящеров, которые сами в своих яйцах особо не задерживались.

Однако, как полагают авторы статьи в Proceedings of the National Academy of Sciences, с динозаврами дела обстояли ровно наоборот. Грегори Эриксон (Gregory M. Erickson) из Университета штата Флорида и его коллеги проанализировали строение окаменелых эмбрионов, принадлежащих двум видам динозавров, протоцератопсу и гипакрозавру. Протоцератопс – родственник более известного трицератопса, был размером с овцу и жил на территории современной Монголии, в пустыне Гоби; яйца протоцератопса весили 194 грамма. Гипакрозавры же относятся к «утконосым» динозаврам, их размеры достигали девяти метров, а их останки находят в Канаде; яйца гадрозавров весили около 4 кг.

Исследователей в первую очередь интересовали зубы эмбрионов – с помощью компьютерной томографии и микроскопии на них удалось увидеть линии роста, по которым можно было понять, как долго динозавр развивался внутри яйца. Оказалось, что эмбриону протоцератопса в момент гибели было три месяца, эмбриону гипакрозавра – шесть; иными словами, на эмбриональное развитие они тратили намного больше времени, чем птицы. Впрочем, необходимо уточнить, что оба вида не относятся к тем ящерам, которые дали начало современным пернатым, возможно, «птичьи» динозавры вылуплялись из яиц быстрее, чем другие.

Понятно, какие минусы у такой долгой инкубации: во-первых, повышается вероятность того, что яйца найдёт какой-нибудь хищник, или что они погибнут от какой-то локальной экологической неприятности; во-вторых, то же самое касается и родителей-динозавров, если они заботились о кладке и защищали её, оставаясь рядом с ней до появления детёнышей. Вполне возможно, что это была одна из причин, сделавших древних ящеров такими беззащитными перед всевозможными «вызовами времени» и спровоцировавших их вымирание.