Коренные вредители не любят иноземные деревья

Насекомые-минёры и листогрызы едят пришлые виды деревьев менее охотно, нежели местные.

У деревьев, как мы знаем, есть масса насекомых–вредителей, начиная с гусениц, грызущих листву, до разнообразных жуков, питающихся древесиной. Какие-то из древесных растений успешнее противостоят вредителям, какие-то менее. Один из факторов, от которых это зависит, – место происхождения дерева.

Мина яблонной минирующей моли Lyonetia clerkella на листе кизильника. (Фото СФУ.)
Мина моли-малютки Stigmella aurora на листе боярышника. (Фото СФУ.)
Наталья Кириченко за работой. (Фото СФУ.)

Самые разные виды животных и растений блуждают по свету, осваивая новые регионы и оставаясь жить довольно далеко от того места, где они возникли в ходе эволюции. В случае деревьев, очевидно, на новой территории их встретят местные насекомые, которые ранее кормились на здешних растительных видах. Как будут складываться отношения деревьев-пришельцев с «коренными» вредителями?

Наталья Кириченко, доцент Сибирского федерального университета (СФУ) и старший научный сотрудник Института леса СО РАН, и Марк Кенис (Mark Kenis), руководитель лаборатории оценки рисков инвазий Сельскохозяйственного бюро стран Содружества (CABI, Швейцария), предположили, что местные насекомые – по крайней мере, листогрызущие и те, что живут в толще листовой пластины (их называют минёрами), – гораздо менее охотно колонизируют пришельцев-интродуцентов, чем местные виды растений.

Гипотеза подтвердилась: исследователи проанализировали взаимоотношения вредителей со 150 видами из коллекции древесных растений Центрального Сибирского ботанического сада и выяснили, что в условиях Западной Сибири пришлые древесные растения в целом действительно повреждаются местными минёрами и листогрызами в меньшей степени, чем местные деревья. Однако здесь есть некоторые нюансы. Так, если интродуцированный вид состоит в родстве с кем-то из местных (то есть если виды входят в один и тот же род или семейство), его едят активнее. Если же вид дерева никому на новом месте не родственник, то вредители осваивают его не слишком интенсивно.

С другой стороны, если говорить о насекомых-минёрах, то степень освоения ими интродуцированных растений зависит от года, когда новый растительный вид ввели в ботанический сад, но чёткой связи с частотой посадок растения тут нет. А вот с листогрызами происходит обратное: их активность связана с частотой посадки деревьев, но не с годом интродукции.

Наконец, конкретный регион происхождения древесных растений не всегда влияет на то, насколько растения будут страдать от минирующих и листогрызущих насекомых – более важно, повторим, что эти виды в принципе пришли сюда откуда-то издалека. Полностью результаты работы опубликованы в журнале Oecologia.

Прикладное значение подобных исследований очевидно: чем больше мы узнаём про вкусы насекомых-вредителей, тем больше у нас возможностей защитить от них те растения, которые представляют наибольший интерес для нас с хозяйственной точки зрения. Ну, а для фундаментальной науки новые данные важны тем, что дополняют наши представления о динамике пищевых связей внутри экосистем.

По материалам Сибирского федерального университета.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее