Ай-ай и медленный лори любят выпить

Склонность мадагаскарской руконожки и медленного лори к забродившему соку заставляет иначе взглянуть на способность приматов быстро перерабатывать спирт.

Не так давно генетики, занимающиеся эволюцией человека, выяснили, что улучшенный вариант гена алькогольдегидрогеназы 4 (АДГ4) – фермента, помогающего нам перерабатывать алкоголь – был уже у общего предка человека, шимпанзе и горилл, жившего около 10 млн лет назад.

Ай-ай, или мадагаскарская руконожка. (Фото San Diego Zoo / www.flickr.com/photos/sdzooglobal/16215858986.)
Медленный лори. (Фото Kexin Liu / www.flickr.com/photos/kexinliu/17045938407.)

В результате древние обезьяны, можно сказать, научились пить, и передали эту способность человеку. По одной из гипотез способность быстро расщеплять алкоголь закрепилась в генах приматов из-за похолодания, когда обезьянам пришлось разнообразить пищевые ресурсы, заодно спустившись с деревьев на землю. Теперь они ели не только не только свежие плоды с деревьев, но и упавшие, подвергшиеся бактериальной ферментации. Пусть алкоголя в таких фруктах было немного, с ним всё равно надо было что-то делать.

Обезьяна, у которой не было нужной «активирующей» мутации в гене алкогольдегидрогеназы 4, быстро и надолго пьянела (ведь спирт не перерабатывался и продолжал плавать в крови), а в таком состоянии трудно, например, защищать территорию или продолжать поиски пищи. В общем, преимущество получили те особи, у которых АДГ4 работала более эффективно, так что они могли и опавшие плоды есть, и нормально себя чувствовать.

Однако это объяснение, вероятно, придётся несколько скорректировать – всё из-за мадагаскарской руконожки, или ай-ая, и медленного лори. Во-первых, выяснилось, что у руконожки есть «быстрая» версия алкогольдегидрогеназы 4; во-вторых, как пишут в Royal Society Open Science исследователи из Дартмутского колледжа, и ай-ай, и лори в прямом смысле любят выпить.

Ранее было замечено, что руконожки, которые, кроме насекомых, питаются ещё и нектаром, в сезон дождей большую часть своего времени тратят на поиски цветов равеналы мадагаскарской, или дерева путешественников. Учитывая, что у ай-ая есть та самая алкогольная мутация, то можно предположить, что лемуры целенаправленно ищут сброженный нектар. В эксперименте руконожкам предлагали несколько образцов подслащенной воды с разным содержанием алкоголя, от 0% до 5%.

Оказалось, что ай-аи не только различают разные концентрации спирта, но и предпочитают, чтобы его было побольше: выпив 5-процентный образец, лемуры потом ещё и исследовали посудину, где он был, как бы в надежде, что там появится ещё. Признаков опьянения животные не демонстрировали – лишнее подтверждение тому, что их алкогольдегидрогеназа работает прекрасно.

Что до медленного лори, то про них точно известно, что они часто лакомятся забродившим соком пальмы Eugeissona tristis. С ними поставили похожий опыт, и лори, как и руконожки, продемонстрировали способность различать алкогольные растворы разной крепости, и так же предпочитали, чего покрепче. Правда, про особенности алкогольдегидрогеназы у лори пока ничего не известно, однако стоит ожидать, что этот фермент и у них окажется улучшенным.

Тяга к алкоголю у руконожек и лори, разумеется, вовсе не свидетельствует о какой-то их особой порочности. Просто спирт – богатый источник калорий, и потому способность быстро его перерабатывать, очевидно, возникала у приматов не столько как защита от побочного вредного вещества в забродивших фруктах, сколько оттого, что так животные могли освоить новую пищу, которая из-за алкоголя была энергетически более выгодна.