Пауки решают сами, кто их будет есть

Самцам пауков Cyrtophora citricola не всё равно, какая самка их съест – они предпочитают скармливать себя молодым, упитанным и девственным паучихам.

Все знают про брачный каннибализм пауков – самец, который сумел завоевать благосклонность самки, с большой вероятностью после спаривания попадёт к ней на обед (кому-то, впрочем, удаётся усыпить внимание своей дамы и вовремя сбежать). При этом подразумевается, что судьба самца от него не зависит, его задача – показать себя, а уж что с ним делать дальше, отвергнуть или же принять ухаживания, а потом съесть, решает самка.

Паук C. citricola. (Фото Ferran Turmo Gort / www.flickr.com/photos/fturmog/4506345966.)
Паутина C. citricola. (Фото naturgucker.de / enjoynature.net / www.flickr.com/photos/12639178@N07/4409917573.)
Самец и самка C. citricola: пока самец вводит семенную жидкость в половые пути самки, она кусает его в брюшко и начинает есть. (Фото Yip et al., PLoS ONE.)

Вообще женский пол часто оказывается более придирчив в брачных вопросах. Самкам надо формировать яйца, вынашивать плод, а потом ещё и заботиться о потомстве, и в результате они на размножение тратят больше энергии, чем самцы, так что понятно, почему именно самки тщательно выбирают наиболее подходящего партнёра.

Однако там, где процветает каннибализм – то есть у пауков – возникает один нюанс: для самца первая «брачная ночь» обычно оказывается и последней, второго шанса оставить потомство у него уже не будет. Логично было бы предположить, что в таком случае кавалер должен быть привередлив не меньше, чем самка – если уж ему суждено быть съеденным, то пусть его съесть достойная избранница: здоровая, сильная и плодовитая.

Именно так обстоят дела у общественных пауков Cyrtophora citricola, обитающих в тропических широтах Европы, Азии и Африки, в Северной и Южной Америке и в Австралии. Они живут колониями из тысяч особей, самки почти в четыре раза больше самцов (7 мм против 2,3 мм), и, как обычно у пауков, самки C. citricola практикуют брачный каннибализм.

Исследователи из Университета Бен-Гуриона поставили с ними следующий опыт: самцам предложили на выбор самок трёх типов – одни только-только вступали в половозрелый возраст, другие уже созрели, но ещё ни с кем не спаривались, наконец, третьи были половозрелыми самками, которые уже спаривались. Самцы, как пишут исследователи в PLoS ONE предпочитали взрослых неспаривавшихся паучих, так как именно с ними шанс оставить потомство был наиболее велик. Вторым критерием был возраст избранницы – пауки шли к тем, кто помоложе.

В другом эксперименте самцов и самок C. citricola держали в разных условиях – одних кормили вдоволь, другим же приходилось голодать, в результате одни выросли большими, а другие – маленькими. Затем больших и небольших самок и самцов объединяли, чтобы узнать, насколько активно они будут размножаться и кто кого будет выбирать. Самцы спаривались независимо от того, как они жили до сих пор: брачная активность больших и маленьких пауков была одинакова. А вот небольшие паучихи спаривались в два раза реже, чем крупные, и дело тут было не в том, что они сами отказывались от супружеских радостей, а в том, что самцы ими просто пренебрегали. То есть пауки-кавалеры выбирали тех, кто хорошо питался и мог произвести многочисленное и здоровое потомство.

Можно, конечно, предположить, что самцы выбирали отъевшихся самок ещё и из чувства собственной безопасности – дескать, упитанные паучихи с меньшим рвением будут пытаться закусить самцом – но это не так: и большие, и маленькие самки ели самцов с одинаковой охотой.

Более того, авторы работы полагают, что, как ни парадоксально, пытаться спастись – вовсе не в интересах самцов: если паук не будет беспокоиться насчёт того, чтобы убежать, у него останется больше времени на спаривание, он передаст самке больше половых клеток – а значит, с большей вероятностью окажется отцом её потомства.

По материалам LiveScience.