Неандертальцы вымерли из-за «африканских» болезней?

Исчезновение неандертальцев может быть связано с инфекциями, которые люди современного вида принесли из Африки.

Неандертальцы (Homo neanderthalensis) тысячелетиями были доминирующим видом в Европе. Затем туда пришли наши предки, Homo sapiens. Довольно продолжительное время представители двух видов соседствовали и даже скрещивались друг с другом, но потом неандертальцы исчезли. Почему это произошло, пока непонятно. Предполагалось, что сапиенсы могли вольно или невольно поспособствовать вымиранию «родственников». Или люди современного вида просто истребили «сородичей», или же неандертальцы не выдержали конкуренции с ними за одни и те же ресурсы. Однако убедительных доказательств ни одной из теорий найти не удалось.

Реконструкция неандертальца из Музея естествознания в Лондоне. (Фото: Paul Hudson / https://flic.kr/p/n3gDdw / CC BY 2.0.)
Бактерия Helicobacter pylori под электронным микроскопом. (Фото Dr. Volker Brinkmann / Visuals Unlimited / Corbis.)

Авторы новой работы, опубликованной в журнале American Journal of Physical Anthropology, предложили ещё одну версию. Они считают, что люди современного вида принесли в Европу болезни, к которым у неандертальцев не было иммунитета.

«Люди, переселившиеся из Африки, могли быть переносчиками тропических болезней. Для неандертальцев, которые были приспособлены к евразийскому инфекционному окружению, воздействие новых патогенов из Африки могло стать катастрофическим», – говорит доктор Шарлотта Хулдкрофт (Charlotte Houldcroft) из Кембриджского университета.

По мнению исследователей, африканские переселенцы могли передать неандертальцам бактерию Helicobacter pylori, которая может вызывать язву желудка, и вирус простого герпеса второго типа (HSV-2). Бактерия попала к людям, вероятно, между 88 и 116 тыс. лет назад в Африке, а в Европе она появилась 52 тысячи лет назад. Вирус HSV-2, который приводит к генитальному герпесу, к людям вообще попал от шимпанзе, но конкретно H. sapiens им заразил в Африке какой-то неизвестный вид людей 1,6 млн лет назад.

Заболевания могли передаваться от H. sapiens к неандертальцам половым путём. При этом результат, скорее всего, не был быстрым – в отличие от того, как это произошло с индейцами, столкнувшимися в XV веке с завезёнными из Европы болезнями. Из-за того, что неандертальцы жили небольшими группами, патогены среди них распространялись медленно.

Новая работа не только предлагает ещё одну теорию об исчезновении европейских «родственников» человека, но и заставляет пересмотреть время распространения инфекций. Раньше считалось, что многие болезни появились около 8 тысяч лет назад, одновременно со скотоводством: якобы домашние животные и поделились со своими хозяевами бактериями и вирусами. Теперь получается, что к моменту зарождения скотоводства люди уже чем-то болели и могли передавать свои заболевания животным, а не наоборот.

Однако, если сельское хозяйство и не способствовало появлению новых болезней, оно косвенно помогло их распространению. Охотники и собиратели жили небольшими группами, и патогены передавались от одной группы к другой долго, от случая к случаю. Фермеры же селились сравнительно крупными сообществами, внутри которых инфекции распространялись намного быстрее.

По материалам The Guardian.