Амёбам космос нипочём

Спящие амебы, которые провели тысячелетия в многолетней мерзлоте, а потом ещё и слетали в космос, несмотря ни на что остаются живыми.

Простейшие амебы (Amoebozoa) состоят из одной клетки и относятся к эукариотам, то есть к организмам, у которых есть ядро. При неблагоприятных жизненных условиях амёбы могут образовывать цисты – временные покоящиеся стадии. Прочные оболочки цист помогают им пережить трудное время, например, при пересыхании или промерзании водоема, в котором они обитают. В стадии цисты простейшие могут находиться много лет.

Acanthamoeba castellanii. (Фото Katz Lab / Flickr.com.)
Циста акантамебы под микроскопом. Масштабная линейка – 10 микрон. (Фото: Jacob Lorenzo-Morales, Naveed A. Khan and Julia Walochnik / Wikimedia Commons.)

Российские исследователи из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН из подмосковного г. Пущино обнаружили жизнеспособные цисты амеб в арктических многолетнемерзлых породах позднеплейстоценового и голоценового возраста. Эпоха плейстоцена закончилась около 12 тыс. лет назад и сразу за ней началась эпоха голоцена, а значит, цисты находились в мерзлом состоянии десятки тысяч лет. В статье в Палеонтологическом журнале описаны цисты амеб, собранные на полуостровах Гыдан в Карском море и Быковский в море Лаптевых, а также в Яно-Индигирской и Нижнеколымской низменностях. Большинство выделенных цист относится к самой распространенной в природе группе амеб – роду Acanthamoeba. Помимо них в арктических породах были обнаружены и другие амебы, из которых особый интерес представляют экземпляры рода Phalansterium. Его цисты были собраны из пород полуострова Гыдан, возраст которых радиоуглеродным методом определен в 8 600 лет. Эксперимент по «пробуждению» показал, что доисторический Phalansterium способен свободно переходить в стадию амебы и активно двигаться в жидкости.

Учитывая устойчивость цист Acanthamoeba к неблагоприятным условиям, их отобрали для участия в космическом эксперименте «Экзобиофрост». На спутнике «Бион – М1» цисты вида Acanthamoeba castellanii, выделенные исследователями из мерзлых пород возрастом 34 тыс. лет, находились на околоземной орбите в течение месяца. Несмотря на это, 90% экспериментальных цист оказались живыми: побывав в космосе, простейшие сохранили способность переходить из стадии цист в стадию амеб.

По мнению исследователей, подобные ископаемые цисты – перспективная модель для дальнейших космических экспериментов. Однако механизмы, позволяющие амёбным цистам сохранять свою жизнеспособность в неблагоприятных условиях на протяжении десятков тысяч лет, изучены пока ещё достаточно слабо.

По материалам Палеонтологического журнала.

Автор: Сергей Молошников