Старые клетки укорачивают жизнь

Очистка организма от состарившихся клеток позволяет предотвратить некоторые возрастные болезни и продлить жизнь.

Клетки, из которых состоит наше тело, увы, не вечны – выработав свой ресурс, они погибают. Но им на замену приходят новые – почти в каждом органе есть клеточная популяция, которая постоянно размножается и тем самым пополняет ряды «новобранцев» взамен погибших.

Апоптоз, программа клеточного самоубийства, избавляет организм от больных и ненужных клеток. Слева – нормальный лейкоцит, справа – лейкоцит в процессе апоптоза. (Фото Dr. Gopal Murti / Visuals Unlimited / Corbis.)
Две мыши на фото – ровесницы, однако та, что справа даже внешне выглядит лучше той, что слева, а всё потому, что с правой провели клеточную чистку, избавив её организм от мусорных клеток. (Фото Jan van Deursen and Darren Baker / Mayo Clinic College of Med

Однако со временем и делящиеся клетки стареют: в их ДНК накапливаются дефекты, из-за которых процесс деления может выйти из-под контроля, то есть клетка может запросто превратиться в раковую. Чтобы такого не произошло, у них в принципе отключается сама способность к делению. Однако они не погибают, а продолжают жить в организме. От них есть своя польза: например, такие состарившиеся клетки продолжают синтезировать биоактивные вещества, способствующие заживлению ран. Но, к сожалению, они синтезируют не только полезные, но и вредные молекулы, которые доставляют неприятности близлежащим тканям и даже способны спровоцировать рак. То есть сами состарившиеся клетки не способны сформировать опухоль, но могут подтолкнуть к этому других.

Понятно, что с возрастом число таких клеток, которые «ни живы, ни мертвы», в организме только увеличивается. И во многом именно от них, как показали эксперименты Даррена Бейкера (Darren J. Baker) и его коллег из медицинского колледжа при клинике Мейо, зависит продолжительность жизни. Исследователи использовали генетически модифицированных мышей, у которых в состарившихся клетках можно было извне запускать программу клеточного самоубийства – апоптоза. Специальное вещество взаимодействовало именно с такими полуработающими клетками и поворачивало молекулярный «рубильник», запускавший клеточное самоуничтожение. Когда мыши достигли средних лет, им начали дважды в неделю вводить препарат, включающий апоптоз. Как пишут авторы работы в своей статье в Nature, в разных тканях таким способом удалось удалить от 50% до 70% ненужных клеток.

Спустя шесть месяцев обработанные мыши оставались более здоровыми, чем их товарищи, у которых никакой клеточной чистки не проводили. Так, у «почищенных» мышей сердце лучше справлялось со стрессом и лучше работала почечная система фильтрации крови. Отличия наблюдались и в поведении: животные, с которыми провели клеточную чистку, были более активны. Но главное тут даже не оздоровительный эффект сам по себе, а то, что процедура увеличила продолжительность жизни мышей на целых 20%. В какой-то мере такое продление жизни случилось из-за своеобразного противоракового эффекта от уничтожения старых клеток: полностью от злокачественных опухолей это не защитило, то есть они продолжали появляться, но зато росли намного медленнее.

Иными словами, чтобы жить долго и более-менее счастливо, нужно избавиться от балласта состарившихся клеток. На всякий случай повторим ещё раз, что в организме (не только в мышином, но и в человеческом) есть клетки полностью нормальные и есть клетки, которые и умереть не могут, и работать как раньше тоже не могут, да ещё и вредят окружающим. И вот если избавиться от вторых, то первым будет только лучше, а значит, будет лучше всему организму в целом. Однако от всех возрастных проблем очистка от клеточного мусора не избавит: авторы работы отмечают, что память, мышечная сила, координация и способность сохранять равновесие тела у тех и у других мышей портились с возрастом одинаково. Тут, конечно, можно заметить, что если бы исследователи заявили, будто их процедура избавляла мышей от всего и омолаживала на 100%, то это было бы 100-процентное научное шарлатанство.

Биологи и врачи неустанно ищут способ продлить нашу жизнь, и разных подходов тут существует масса, однако все они даже в теории отличаются разной эффективностью, не говоря уже о том, что не все из них можно применить к человеку. Однако как раз у вышеописанной клеточной чистки, по мнению некоторых специалистов, есть неплохие шансы войти в клиническую практику; правда, сначала надо найти способ, который позволял бы безо всяких дополнительных генетический модификаций целенаправленно избавляться от ненужных клеток.

По материалам Science.