Люди неолита после смерти оставались в своей общине

Жители северной Испании эпохи нового каменного века хоронили своих родственников и соседей в одной могиле более ста лет.

Эпоха неолита, завершающая стадия каменного века, была отмечена появлением и широким распространением сельского хозяйства. Европу в это время захлёстывает волна миграций. Одним из её проявлений стали существенные изменения в погребальных ритуалах. Повсеместно появляются так называемые мегалитические гробницы – коллективные захоронения в крупных каменных сооружениях. Вероятно, они использовались не только «по прямому назначению», но и служили местом отправления неизвестных нам ритуалов. Изучение подобных захоронений позволяет лучше понять, какими были общества эпохи неолита.

Неолитический каирн – каменная «пирамида» – в Шотландии. (Фото Irenicrhonda / Flickr.com.)
Останки неолитических людей в погребении в Альто де Рейносо. (Фото Manuel Rojo Guerra / Valladolid University.)
Реконструкция коллективного погребения в Альто де Рейносо. Изображения: Héctor Arcusa Magallón / www.heritagedaily.com/

В статье, опубликованной в журнале PLOS One, описывается одно из таких погребений, находящееся в Альто де Рейносо в северной Испании. В нём нашли останки по крайней мере 47 взрослых и подростков, живших около 6 тысяч лет назад. Захоронение использовали более ста лет. Исследование ДНК и изотопный анализ показали, что здесь хоронили членов нескольких семей, входивших в состав какой-то сплочённой группы. Члены сообщества, скорее всего, занимались выращиванием зерновых культур и, возможно, разводили овец и коз. Насколько можно судить о диете и состоянии здоровья этих людей, они вели оседлый образ жизни.

Захоронения в «усыпальнице» располагались в три слоя. Погребённые в нижнем слое были связаны родственными узами сильнее, в некоторых случаях членов одной семьи хоронили бок-о-бок. На останках из верхних слоёв можно заметить следы каких-то манипуляций. Так, у части скелетов не достаёт отдельных частей (у многих – черепов), что, вероятно, свидетельствует о происходящих в то время изменениях в ритуалах.

Авторы статьи утверждают, что их работа – первая, где показано, что неолитическая община существовала не только при жизни тех, кто в неё входил, но и после смерти своих членов. «То, что люди предпочитали “общинные” погребальные сооружения индивидуальным могилам, указывает на существенные изменения в социальной идентичности», – считает ведущий автор исследования Курт В. Альт (Kurt W. Alt) из Дунайского частного университета.

По материалам Heritage Daily.

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее